На Сумщине пригородные и междугородные пассажирские перевозки – на грани исчезновения
В Сумской области – более 52 тысяч льготников, которым государство предоставило льготы на бесплатный проезд во всех видах общественного транспорта, в том числе в пригородных и междугородных автобусах.
Предпринимателям, которые занимаются перевозкой пассажиров на этих направлениях, до 2015 г. затраты компенсировали путем субвенций из госбюджета.
– Но затем эта программа начала буксовать, – рассказал на встрече 1 августа Михаил Сипун, глава правления Ассоциации автомобильных перевозчиков Сумской области. – В итоге только за 2015 г. госбюджет задолжал нашим перевозчикам более 6 млн. грн. Этот долг так и остался непогашенным.
Чтобы решить вопрос со льготными перевозками, облгосадминистрация разработала областную Программу компенсационных выплат перевозчикам на 2016-2020 гг. До 2017 г. им компенсировали 50% стоимости льоготного проезда, затем в программу внесли изменения, и с 2018 г. компенсация выросла до 75%, но при этом учитывалась не фактическая стоимость пассажиро-километра, а всего 0,83 грн. Но с начала прошлого года компенсационные выплаты начали задерживать. Почему? По моему мнению, этим вопросом никто конкретно не занимается. В итоге за 2018 г. перевозчикам должны более 4 млн. грн. А в этом году компенсация вообще не выплачивалась.
Кроме того, в соответствии с законом об автотранспорте виды и объем пассажирских перевозок, механизм возмещения льгот определяет организатор пассажирских перевозок, в данном случае – ОГА. Она же должна заключать договор. На сегодня заказов на льготные перевозки у перевозчиков нет. А раз нет заказа, то о каких перевозках можно говорить? Почему так произошло?
Глава ОГА в нарушение существующего законодательства своим распоряжением делегировал полномочия организатора перевозок управлению инфраструктуры. В итоге объем льготных перевозок должна определять ОГА, а договоры с перевозчиками заключает управление инфраструктуры. Но оно не имеет полномочий распоряжаться средствами и давать заказы на льготные перевозки. Получается нонсенс – организатор есть, а заказа на льготные перевозки нет. В итоге мы даже не можем обратиться в суд с иском о возмещении долгов, так как его не примут!
В этом году областная Ассоциация перевозчиков совместно с областной организацией работодателей в сфере транспорта три раза письменно обращалась к руководству ОГА с требованием внести изменения в областную Программу компенсационных выплат и решить вопрос финансирования льготных перевозок. И три раза получили отписки: «Погашение задолженности перед перевозчиками в рамках Программы возможно лишь при условии наполнения консолидированного фонда облбюджета в полном объеме…» Как говорится, денег нет, но вы возите…
Перевозчики не отказываются перевозить льготников, но, к сожалению, власть так решает вопрос финансирования, что загоняет перевозчиков в глухой угол – обновления подвижного состава нет. Если раньше покупали 60-70 автобусов в год, то сейчас – ноль. Оборотных средств не хватает для приобретения запчастей, горюче-смазочных материалов, есть трудности с выплатой зарплаты и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и т. д.
При таком подходе к перевозчикам их в ближайшее время вообще не останется. На сегодня средний возраст автобусов по области – свыше девяти лет. А по каким дорогам они ездят? В результате в Бурынском, Кролевецком, Липоводолинском, Недригайловском и Ямпольском районах не осталось ни одного местного перевозчика, а в Белопольском, Великописаревском, Середино-Будском и Тростянецком районах – по одному-двум.
Из-за отсутствия финансирования льготных перевозок и убыточности некоторых социально значимых маршрутов перевозчики вынуждены отказываться от их обслуживания (например, на Днепр, Кривой Рог, Миргород и др.).
– Государство предоставило льготы, но переложило их финансирование на местные органы. В связи с недостаточным количеством средств в местных бюджетах, а иногда из-за сознательного невыполнения областной Программы автоперевозчики практически не получают компенсации убытков за перевозку льготников. Весь финансовый груз лег на их предприятия, – продолжил Николай Тертышный, глава областной организации работодателей в сфере транспорта. – Закон Украины об общественном транспорте запрещает перевозчикам отказывать льготникам в проезде, но и возить льготников бесплатно (что они фактически делают уже год) они не могут. Поэтому и ставят условия автостанциям выдавать на рейс 1-2 льготных билета. Как поступать автостанциям – выполнять закон и Программу и продавать билеты всем льготникам или выполнять условия договора с перевозчиками? В этом году автостанция за I полугодие выдала льготникам билетов на 7,8 млн. грн., хотя в бюджете на 2019 г. на это предусмотрено всего 7,4 млн. грн.! А ведь впереди II полугодие!
Но мало этого, ВР в июне в первом чтении приняла проект закона о внесении изменений в ст.133-1 КУ об админнарушениях по усилению ответственности за безосновательный отказ в льготной перевозке. Он предлагает увеличить штрафы со 136 грн. до 2550! На наш взгляд, только если перевозчика профинансировали, его можно наказывать штрафом. А не так, как в нынешней ситуации. Мы просим облсовет обратиться к ВР, чтобы в эту статью было внесено дополнение – штрафовать только в случае полного возмещения убытков за льготные перевозки.
Если компенсация перевозчикам не будет выплачиваться и в дальнейшем, то через год-два ни пригородных, ни междугородных пассажирских перевозок не будет.
Что думают по этому поводу областные руководители? К сожалению, на этот вопрос получить ответ на встрече не удалось, так как первые лица ОГА и облсовета ее проигнорировали, а присутствовавший Олег Терентьев, замначальника управления инфраструктуры ОГА, только повторил то, что было изложено в письменном ответе на обращения перевозчиков…
И все же перевозчики надеются на принятие облгосадминистрацией соответствующих решений по всем вопросам, затронутым в статье.
shans.com.ua