Поездка в автобусе №59А завершилась вызовом полиции
По правилам пользования пассажирским транспортом пассажир обязан оплатить проезд кондуктору либо водителю на протяжении одной остановки. В противном случае пассажиру грозит штраф в 20-кратном размере стоимости проезда.
В цивилизованных странах принято оплачивать проезд или предъявлять проездной документ в транспорте, где нет кондуктора, при входе на первую дверь. К сожалению, нам до этого далеко. Особенно тяжело представить себе такую цивилизованную картину в час пик, да еще и на тех городских маршрутах, где автобусы забиваются под завязку. В результате любой из нас может оказаться в ситуации, с которой столкнулся сумчанин Николай Бузов. Вот что он написал в своем обращении в ВШ: «27 октября, простояв около 15 минут на остановке возле «Макдональса», я наконец сел в долгожданный автобус №59А, который следовал на Басы. На часах было 18.31. Зашел через вторую дверь. Автобус был забит битком. Я и еще несколько человек передали деньги водителю и, как обычно, ожидали, что обратно нам передадут билеты. Когда мы подъехали к остановке «ТРЦ «Мануфактура», билеты еще не передали. А в это время в салон через вторую дверь вошли еще три человека, которые также передали деньги за проезд водителю. На следующей остановке «Ул. Даргомыжского» (бывшая «Сумсельмаш») в автобус вошли контролеры и потребовали у всех предъявить проездные билеты. Когда они подошли ко мне и тем, кто стоял рядом, начался скандал. Мы объяснили, что передавали деньги, и свидетели это подтверждали, но контролеры настаивали на том, что мы обязаны были требовать билеты у водителя. А раз их у нас нет, мы должны заплатить штраф или выйти из автобуса, иначе они вызовут полицию. Я вышел. Но другие, такие же «зайцы» поневоле, как и я, продолжали спорить, и контролеры их попросту вытолкнули из автобуса, после чего вышли сами. Я подождал другой автобус. Когда он приехал, я зашел через первую дверь и сразу же оплатил проезд лично водителю в руки. Тот дал сдачу, но не дал билет. На мой вопрос: «Где билет?» водитель ответил гениально: «А зачем тебе билет? Контролеры остались на остановке, мы их уже проехали». Тогда я ему популярно объяснил, зачем мне билет. Я не знаю, как сейчас, но раньше у водителей была пересменка после 17.00 на остановке «Ул. Сергея Табалы» или на первой остановке после поворота с ул. Харьковской в сторону Басов. Как было хорошо водителю, когда ему передадут за проезд, а сразу после этого другой водитель садится за руль и говорит: «А я ничего не знаю, мне никто не передавал».
Мы попросили прокомментировать обращение сумчанина на КП «Электроавтотранс». Начальник службы движения Александр Сытник рассказал:
– Мы разбирали ситуацию вместе с пассажиром. Я ему объяснил, что пассажир обязан приобрести билет при входе в транспортное средство и хранить его до конца проезда. Другими словами, передав деньги и видя, что водитель не передает билеты, он должен был громко потребовать, чтобы ему передали проездной документ. Еще лучше заходить через первую дверь, вручить плату за проезд лично водителю и взять билет. А так получается, что он молчал на протяжении двух остановок, и, когда вошли контролеры, билета у него на руках не оказалось. К тому же есть три причины, по которым билеты не доходят до пассажиров. Первый – билет забирают другие пассажиры, которые стоят ближе к водителю. Второй – деньги не дошли к водителю, так как их кто-то присвоил. И таких ситуаций немало. В основном этим грешат студенты-иностранцы. Были случаи, когда их ловили за руку, потому что и сдачу, и чужой билет оставляли себе. Ну, и последнее – это когда водитель действительно не выдал билет. Следует также отметить, что контролеры проверяют не только пассажиров, но и водителя на предмет того, как он обилечивает пассажиров. И контролеры будут работать постоянно, пока пассажиры не научатся простому правилу: передал деньги – получи билет. Все это я и рассказал сумчанину, и он дал мне понять, что мой ответ его удовлетворил. Мы подготовили ему и письменный ответ, в ближайшее время он его получит.
Максим Новиков, Ваш Шанс