В Сумах сохранилось старое «еврейское кладбище»
Сумы никогда не были «еврейским» городом, как, например, Глухов или Конотоп, где в начале прошлого века представители этого народа составляли до трети населения. И все же до революции у нас в городе существовало три иудейских молельных дома и отдельный участок для погребений, который сохранился по сей день. Он находится в глубине центрального кладбища и скрыт от посторонних глаз, поэтому знает о нем не каждый. А здесь есть на что посмотреть! Ведь еврейские памятники имеют весьма экзотичный для нашей местности вид: вместо привычных крестов – надгробия в виде деревьев с обрубленными ветвями или граненые каменные столбы. А надписи на них выполнены на незнакомом большинству сумчан иврите. Кто здесь похоронен? Чтобы выяснить это, обратились в Сумской благотворительный еврейский центр «Хесед Хаим».
Иврит на граните
Как рассказал главный раввин г. Сумы и Сумской области Ехиел Левитанский, на сегодня сохранилось 250-300 могил старого «еврейского кладбища». Многие из них утратили свои опознавательные знаки – сами надгробия разрушены, надписи затерты. Другим могилам повезло больше, и они могут кое-что поведать о похороненных в них людях. Имена, отчества и фамилии иногда продублированы по-русски. А вот остальное содержание эпитафий понятно лишь тем, кто владеет ивритом. Какая же информация там содержится? «На настоящих еврейских памятниках не написана должность человека, не указано, кем он был при жизни, – говорит Е. Левитанский. – Там может быть написано «Хороший, добрый человек».
Есть несколько могил, которые заметно выделяются среди прочих – размером, богатством исполнения гранитных надгробий, кованых оград. Например, Теодор Абрамович Блох, скончавшийся в 1903 г. Нынешний сумской раввин полагает, что он был главой еврейской общины Сум. Еще одна группа памятников принадлежит семейству Гинзбург: по словам Е. Левитанского, такую фамилию носил местный раввин, живший в конце XIX в. Обращают на себя внимание и солидные надгробия рода Альтшулер – известных сумских предпринимателей.
Загадочный склеп
Но самый любопытный объект «еврейского кладбища» – это небольшое кирпичное строение, очевидно, являющееся склепом. К сожалению, о нем ничего доподлинно неизвестно – ни даты его постройки, ни кем и для кого он сооружен. У Е. Левитанского на этот счет три версии. Согласно первой, чести быть похороненным в подобной усыпальнице мог быть удостоен какой-нибудь известный раввин. По второй, склеп является братской могилой. Например, в ней могут быть погребены евреи, расстрелянные немцами в период оккупации Сум в 1941-43 годах. Третья, менее вероятная версия предполагает, что конструкция могла быть возведена как вместилище свитков священной книги иудеев – Торы.
Евреи в нееврейском городе
Точных сведений о моменте основания «еврейского кладбища» в Сумах нет. Самым старым его захоронениям – 120-130 лет, о чем свидетельствуют выбитые на камне даты. А на картах города как отдельный объект еврейское кладбище впервые обозначено в конце XIX века. Скорее всего, именно тогда оно и появилось. Где сумских евреев хоронили до этого, неизвестно. Впрочем, представителей этого народа здесь было крайне мало: до 1917 года Сумы были за пределами официально обозначенной черты оседлости евреев. Но развитие капиталистических отношений на рубеже позапрошлого и прошлого столетий, видимо, привело к смягчению ограничений для зажиточных евреев. Они занимались преимущественно торговлей, которая была выгодна и городу. И, хотя в начале XX века составляли всего 3% от общего числа жителей Сум, все же получили в свое распоряжение отдельный участок на центральном кладбище.
Традиции и перемены
В дореволюционные времена сумские евреи очень держались своих традиций и веры. Так что появление отдельного «еврейского кладбища» в Сумах неслучайно. По словам Е. Левитанского, с точки зрения канонов еврейской жизни, очень важно быть похороненным рядом с другими представителями своего народа. А то, что рядом с еврейскими памятниками (и даже на их месте) то и дело появляются новые, христианские могилы, – нарушение канона. Но повлиять на этот процесс сумской еврейской общине не удается – так же, как и получить новый отдельный участок для захоронений. Остается в меру возможностей присматривать за старинными участками, убирая их и делая посильный ремонт.
«Обобществление» еврейского участка кладбища начало происходить скорее всего в годы войны. В дальнейшем эта тенденция только усиливалась – многие евреи оторвались от своей религиозной основы, став атеистами или христианами. И все-таки традиция не исчезла полностью. Вот, например, могильный памятник известного сумского музыканта, основателя симфонического оркестра Сумской филармонии Абрама Гака, умершего в 1980 г. Он не случайно покоится именно на «еврейском кладбище» – видимо, это была особая честь. В то же время один из самых именитых сумчан-евреев, врач-инфекционист с мировым именем Зиновий Красовицкий похоронен не здесь, а на центральной аллее кладбища. Это тоже честь, хотя и другого, светского характера.
Соседи-караимы
Кстати, рядом с иудейскими захоронениями находился участок с погребениями караимов. Их легко принять за еврейские из-за очень похожих конструкций надгробий и начертаний букв в эпитафиях. Но караимы – не евреи (хотя и существует версия о семитском происхождении этого народа). Происходят они из Крыма. Постепенно караимы расселились по всей бывшей Российской империи, причем многие из них занимались производством табачных изделий. К их числу относился и сумской промышленник Илья Ефраимович Туршу, известный своим пристрастием к театральным представлениям и меценатской помощью местным труппам. Могила этого человека, а также нескольких других представителей династии Туршу достояли до наших дней. Остальные же караимские памятники утрачены.
Одна война, две судьбы
Кстати, когда-то в Сумах было и «немецкое кладбище», где хоронили выходцев из европейских стран. Но после войны оно было ликвидировано, а участок отдан под новые захоронения – сохранилось лишь несколько старинных надгробий. Скорее всего, таким отношением к себе захоронения сумских немцев обязаны ужасам оккупации. Конечно, эти инженеры, врачи, предприниматели никакого отношения к нацистам не имели, а просто попали под горячую руку.
Что касается местных евреев, то в контексте военных событий они оказались наиболее пострадавшей стороной. Почти тысяча местных жителей этой национальности за годы оккупации была уничтожена немцами. Самая массовая казнь состоялась как раз неподалеку от кладбища – в овражистой местности, известной как «Оболонь». Память об этой трагедии увековечена в установленном на «еврейском кладбище» памятнике – правда, надпись на нем говорит о погибших «советских гражданах» без упоминания их национальности. Старые еврейские могилы, несмотря на дефицит места, также не стали тревожить.
Таким образом, Сумы сохранили уникальный объект, который представляет ценность не только для евреев, но и для всех, кому небезразлична история города.
shans.com.ua