STEM-потенциал Украины: Сергей Токарев рассказал о перспективах развития и популяризации науки
С начала 2000-х годов траты многих стран в отрасль исследований и разработок (R&D) увеличилась практически втрое. Лидерами в этом направлении считаются Южная Корея и Израиль, которые вкладывают около 4,9% и 5,5% ВВП. В свою очередь в 2021 году Украина инвестировала в R&D всего 0,29% своего ВВП, и с началом широкомасштабного вторжения ситуация не улучшилась.
«Мировая экономика показывает: скорость создания технологий только повышается. И это неудивительно, так как их влияние на настоящее и будущее постоянно растёт. Поэтому сейчас следует приложить максимум усилий, чтобы часть таких инноваций создавали непосредственно в Украине», – уверен инвестор и IT-предприниматель Сергей Токарев.
Есть ли в Украине STEM-потенциал
Существует много негативных последствий, связанных со снижением инвестиций в исследования и разработки, но главнее всего – риск потерять высококвалифицированных людей. Из данных Европейской комиссии выходит, что в результате полномасштабного вторжения россии примерно 35% научной инфраструктуры были повреждены или разрушены, а 25% украинских учёных вынужденно покинули страну.
«Если мы не хотим потерять научный потенциал, нужно уже сегодня искать решение. Тем более что у нас есть мотивация и возможности. С начала широкомасштабного вторжения в 2022 году у нас буквально в гаражах и мастерских появилась отрасль MilTech стартапов», – заверяет Сергей Токарев.
Если в 2021 году в стране было мало компаний, которые разрабатывали БПЛА, то сегодня Украина стала одним из крупнейших производителей дронов в мире. Многие западные оборонные фирмы уже присматриваются к украинским технологиям в этой сфере.
Это и есть пример отечественного STEM-потенциала. Однако его развитие возможно и в других отраслях, включая энергетику и агротехнологии.
Основные точки роста для популяризации STEM
Если наладить соответствующую инфраструктуру и целостную систему, можно повысить популярность этой отрасли среди молодёжи. И начинать необходимо ещё со школы. Чтобы в будущем у нас появилось больше STEM-специалистов, уже сегодня нужно заинтересовать школьников путём внедрения тематических конкурсов, уроков и олимпиад. Они должны понять, что это направление – хороший путь для самореализации.
Ещё важно мотивировать педагогов. Чтобы преподаватель стал образцом для подражания, эта профессия требует определённого ребрендинга.
«Как пример, можно рассмотреть запуск номинации для учителей STEM-дисциплин. Начало было положено Tokarev Foundation в партнёрстве с Global Teacher Prize Ukraine. Победителю причитается 287 000 гривен, которые можно направить на реализацию собственного образовательного проекта», – говорит Сергей Токарев.
Не менее важно наладить сотрудничество между бизнесом и наукой. Что-то новое возникает только там, где объединяются научная глубина и бизнес-ориентированное мышление. И для этого в Украине нужны соответствующие площадки: инновационные хабы, технопарки и акселераторы. Бизнес берёт на себя способность внедрять и масштабировать, а наука – исследования и разработки.