Сумской водоканал обяжут работать по более жестким правилам?
На прошлой неделе исполком Сумского горсовета рассмотрел новые правила приема сточных вод в систему централизованного водоотведения Сум. Однако утвердить их так и не получилось.
Напомним: многие сумские фирмы и предприятия давно требовали пересмотреть действующие правила приема сточных вод, которые были утверждены решением исполкома еще в 2011 году, так как КП «Горводоканал» регулярно штрафует их за превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в их стоках. Дело в том, что при анализе сточных вод лаборатория водоканала руководствуется нормами ПДК, прописанными в этих правилах, однако бизнес утверждает, что эти нормы необоснованны и существенно занижены по сравнению с теми, что установлены в государственных нормативных актах.
Собственно, пересматривать правила уже нужно было в любом случае. Ведь 1 декабря 2016 года был принят приказ Минрегионстроя №316, которым были утверждены новые правила приема сточных вод и рекомендовано принять соответствующие правила на местах. КП «Горводоканал» заказало разработку новых правил для Сум в харьковском институте городского хозяйства. И вот они наконец были разработаны, прошли регуляторную процедуру и 9 октября внесены на утверждение исполкома.
Однако, как оказалось, проект новых правил тоже не устраивает некоторые сумские предприятия.
– Дело в том, что этими правилами устанавливаются более жесткие требования по ПДК загрязняющих веществ к сточным водам, чем требования к питьевой воде, установленные нормативными актами Украины, в частности – госсанправилами и нормами (СанПиН) для питьевой воды, – заявил юрист одного из предприятий. – Таким образом, получается, что водоканал поставляет воду с содержанием, к примеру, цинка и меди 1 мг на 1 куб. дм, что является нормой для питьевой воды, а для стоков, которые сбрасываются в централизованную систему, 1 мг меди или цинка – это уже превышение нормы, то есть нарушение и штраф. И такая ситуация не только по цинку и меди, а и по хлоридам, сульфатам и некоторым другим. Получается, что у нас стоки должны быть чище, чем питьевая вода! Проблема еще и в том, что водоканал при разработке проекта этих правил предоставил данные лабораторного анализа воды не из точки распределения, где ее получает потребитель (то есть из водопровода), а из источника (то есть там, где она добывается). Но ведь все понимают, что потребитель получает воду далеко не того качества, которая поднимается из артезианской скважины.
По мнению юриста, если новые правила будут приняты, сложится такая ситуация, что потребитель будет обязан обеспечить более высокую чистоту стоков, чем чистота воды, которую он получает. Естественно, предприятия не смогут этого делать и автоматически будут получать штрафные санкции. Поэтому они предложили снять вопрос с рассмотрения, еще раз собраться и обсудить этот документ всем заинтересованным сторонам – предприятиям-потребителям, разработчику и водоканалу, потом доработать его и принять на следующем заседании исполкома.
Директор департамента инфраструктуры горсовета Григорий Яременко сразу же выступил против такого предложения:
– Общегосударственные правила, о которых вы говорите, разработаны для всей Украины. Но все мы понимаем, что экологическая ситуация и уровень загрязнения воды в разных регионах страны разные, поэтому общегосударственными правилами установлены самые максимальные ПДК загрязняющих веществ для всей Украины. Но нас, сумчан, природа наградила настоящим богатством – действительно чистой водой, и эти правила, которые мы сейчас рассматриваем, разработаны на основании тех показателей, которые есть конкретно в Сумах. И я считаю, что будет неправильно, если мы пойдем на уступки промышленным предприятиям и позволим им загрязнять нашу воду до уровня максимальных общегосударственных норм. К примеру, если какой-то показатель у нас составляет 1, а по Украине он 5, то мы не должны давать предприятиям возможность загрязнять нашу воду до показателя 5, – заявил чиновник.
– Но разве претензия предприятия заключается не в том, что они берут у нашего водоканала воду с показателем 1, а сбросить должны с показателем 0? – уточнил секретарь горсовета Андрей Баранов.
– Нет, – тут же возразил представитель института-разработчика. – В том-то и заключается главный вопрос – они для сравнения берут за основу максимально допустимые нормы для всей Украины, а не наши, сумские. Все мы живем в Украине и знаем, что в некоторых регионах подают такую питьевую воду, которую не то что по сравнению с Сумами, а вообще с большой натяжкой можно назвать питьевой. Но такая уж на сегодня ситуация, и, чтобы люди в этих регионах все-таки получали хоть какую-то воду, в общегосударственных правилах (СанПиН для питьевой воды) приняты такие показатели – максимально допустимые. Однако для Сум их применять никак нельзя. К примеру, если в СанПиНе норма по меди составляет 1 мг, то в сумской воде по факту этот показатель составляет 0,03 мг в среднем по городу. Так что же, мы должны в угоду каким-то предприятиям повысить этот показатель в 33 раза? То, что они говорят, что получают воду с более высокими показателями загрязняющих веществ, чем должны сбросить стоки, – это передергивание фактов. Повторюсь: они сравнивают не с фактическими показателями по сумской воде, а с общегосударственными. А по факту ситуация такова: на всех шести водозаборах в Сумах показатель по той же меди в воде – от 0,024 мг до 0,036 мг на куб. дм. При этом медь – это показатель, который в процессе транспортировки воды от источника добычи (водозабора) к потребителю через водопроводную сеть не добавляется (то есть как поднял водоканал 0,024 мг, так потребитель и получил 0,024 мг). А в проекте новых правил ПДК по меди установлена на уровне 0,12 мг. И так же по всем остальным показателям. При этом заметьте, что в старых правилах норма по меди 0,012 мг, то есть мы привели ее в соответствие с реалиями и увеличили возможность сброса по этому показателю.
– То есть мы не будем штрафовать людей за то, что они сбросили столько же, сколько получили от водоканала? – еще раз уточнил А.Баранов.
– Конечно, нет, – ответил представитель института. – Мало того, они могут сбрасывать не просто то, что получили от водоканала, а еще и добавить довольно много своего. Ну а если уже превысят нормы, установленные в правилах, то, конечно, нужно штрафовать. И потом, давайте посмотрим на этот вопрос и с другой стороны. Те же медь и цинк – это ведь вещества, которые не используются, скажем, в заведениях общепита, магазинах, офисах, на каких-то швейных производствах и т.п. Это тяжелые металлы, гальваники, и по закону на производстве, где используются такие металлы, обязательно должны быть локальные очистные сооружения. А если у кого-то их нет, то, извините, надо еще в прокуратуре спросить, кто и как принял у них это производство и дал разрешение на его эксплуатацию без локальных очистных.
Однако, несмотря на более чем исчерпывающие объяснения, многие члены исполкома почему-то все равно не решились поддержать новые правила приема сточных вод: всего восемь голосов за при необходимых 11, пятеро воздержались.
Представитель института-разработчика попытался объяснить, что, отказываясь утверждать новые правила, члены исполкома фактически оставляют потребителей водоканала в худших условиях. Ведь, как уже было сказано, в действующих правилах от 2011 года установлены более жесткие нормы ПДК загрязняющих веществ по сравнению с теми, которые предлагаются в проекте новых правил. А раз новые не приняты, значит, продолжают действовать старые.
Однако и этот аргумент не возымел никакого действия на членов исполкома.
– Ну что же, Анатолий Григорьевич (Сагач – директор водоканала. – А.А.), продолжайте работать по более жестким правилам, ведь их никто не отменял, – резюмировал советник мэра Виктор Волонтырец – один из тех, кто голосовал за новые правила.
Антон Акулин, Ваш Шанс