Сумские перевозчики продолжают работать, пока наши соседи уже на всю протестуют
Понятное дело, терпение, а главное ресурсы перевозчиков не безграничны. После не контролированного удорожания горюче-смазочных материалов более чем на 30 процентов, после стремительной девальвации гривны, а вслед за ней и такого же стремительного роста цен на запчасти, по всей Украине перевозчики и исполкомы начали готовить новые тарифы.
В некоторых городах люди находят понимание и этот процесс проходит спокойно и без эксцессов – так было летом в том же Киеве, где проезд только в коммунальном транспорте подняли до 8 гривен и куда уже успел сбежал на работу не один десяток водителей из Сум. В других городах, власть попыталась давить на перевозчиков силой, в результате «у разбитого корыта» оказались все – маршрутки перестали просто выходить на дороги, горожане не смогли вовремя (или вообще) попасть на работу и, как следствие, получился не только транспортный коллапс, но и может выйти еще и экономический.
Именно последний вариант произошел в соседней с Сумами Полтаве. Там вчера до 9 утра не вышел в рейс ни один частный перевозчик общественного транспорта. Именно так маршрутчики требуют повысить тариф на проезд до 8 гривен.
Вот расчет стоимости одного из полтавских перевозчиков – фирмы «Люг». Себестоимость услуг перевозчика в год составляет более 17 млн. грн. Из них более десяти с половиной миллионов – это прямые материальные расходы (дизтопливо, масла, шины, аккумуляторы) расходы на оплату труда (водителям и кондукторам) – это два с половиной миллиона. Другие прямые расходы (текущий ремонт, запчасти, медицинский осмотр работников) – это три миллиона гривен. Производственные расходы (содержание служебных помещений и страховые взносы и диспетчеризация) – это более 600 000. Админзатраты (начисление зарплаты, услуги банков, налоги и сборы, платежи) – почти 350 000 гривен.
А это формула, по которой рассчитывают тариф на проезд в общественном транспорте. В себестоимость услуг добавляют прибыль. От полученного отнимают доходы от других видов деятельности. И это делят на количество перевозимых пассажиров. Делаем расчет по данным фирмы «Люг». В себестоимость услуг – более 17000000 добавляем прибыль – более 1700000. Вычитаем доход – это 0. И делим на количество перевезенных пассажиров – их более 2 миллионов. Получается 8 гривен 36 копеек.
На фоне полтавских перевозчиков, просьба сумских повысить тариф только до 7 гривен выглядит более чем адекватной. При том, что проезд в сумском коммунальном транспорте обходится для местных жителей более чем в 10 гривен – и это по данным за 2017 год, в этом году стоимость вполне может дорасти и до 15 гривен!
Главное теперь не довести ситуацию до такой, которую получили наши соседи в Полтаве или в Тернополе (где вообще повысили проезд до 9 гривен). Ведь повышения тарифов – это не прихоть перевозчиков, это, к сожалению, результат работы нынешнего правительства. Была бы ситуация с ценами на уровне июня 2018 года – еще можно было бы продолжать работать, но после таких «экономических рывков» другого выхода, как повышения тарифа, просто не остается. Вопрос только один – пройдет ли это без транспортного коллапса в городе, или все же сумчане пострадают?..
Сергей Коваленко