Сумские депутаты не хотят продлевать контракт директору КП «Электроавтотранс»
Городским депутатам сразу не понравился инвестиционный договор, по которому в городе в 2017 году появились две большие остановки общественного транспорта возле «Макдональдса». Тем более что землю под ними оформляли уже задним числом и через год, пишет shans.com.ua.
Но, оказывается, и спустя три года вопросов к этим сооружениям и к руководству КП «Электроавтотранс» меньше не стало. На последнем заседании комиссии по законности Сумского горсовета народные избранники как раз и интересовались у директора КП Виталия Однорога – законно ли в одном из киосков «Электроавтотранса» сейчас продают сигареты и другие товары?
На это директор предприятия ничего нового не ответил, лишь напомнив: «В 2017 г. был заключен инвестиционный договор между мэром, КП «Электроавтотранс» и предпринимателем. По этому договору инвестор выполнил обязательства – сделал остановки. На основании инвестдоговора был заключен договор аренды киосков на срок погашения инвестиций. По договору он должен был сделать остановочный комплекс, и речь шла о продаже проездных билетов. Билеты там продаются – в 2019 г. их было реализовано на 1,629 млн. грн. По инвестдоговору мы даем право ЧП заниматься предпринимательской деятельностью, которая не противоречит действующему законодательству».
– А на каком основании был выбран именно этот предприниматель?
– В 2016 г., когда сносились старые киоски, я обратился к мэру с предложением найти инвестора, проработать этот вопрос. Предыдущим арендаторам, которые работали в киосках возле «Макдональдса», было дано первоочередное право на благоустройство. Они могли вложить инвестиции в город и сделать эти комплексы. И один из арендаторов киосков предложил вариант инвестпроекта. Мне все равно, какой инвестор, главное – чтобы в город вложили средства. Инвестдоговор подразумевает выполнение определенных обязательств. И инвестор свои обязательства выполнил. А если не выполнит свои обязательства горсовет и балансодержатель, заказчик несет полную ответственность перед инвестором за невозможность выполнения условий договора. За нарушение условий договора заказчик должен заплатить в пользу инвестора штраф в 100% от суммы инвестиций. Инвестор вложил в город 526 тыс. грн. Если вы хотите расторгнуть договор, вы имеете полное право. Я не против.
И вообще, что касается выбора инвестора, то какая для этого должна быть процедура? Ее нет. Предприниматель обратился с предложением вложить инвестиции – и все. Я что-то нарушил?
– В какой форме воплощался в жизнь инвестпроект?
– Мы заключили предварительный договор, который был согласован Сумским горсоветом и начальником юротдела. Он давал право инвестировать средства в развитие города, строить. Денег КП инвестор не передавал, он построил остановочные комплексы. После окончания строительства городу за 1 гривню передали в коммунальную собственность имущество.
Однако, по словам помощника мэра Юрия Комарова, если есть инвестдоговор, инвестор должен был перечислить деньги на предприятие: «Предприятие строит объект, и после сдачи объекта в эксплуатацию заключается договор на аренду и т.д. Деньги должны были поступить на КП, и именно КП должно было объявлять тендер, вести строительство и т.д. А здесь какая-то несуразица – инвестор сам строил… Это незаконная процедура».
Правда, начальник городского правового управления Олег Чайченко с этим не согласился: «По-моему, условия такого договора зависят от того, какими их определили стороны. Жесткого алгоритма, как именно и в какой последовательности все должно происходить, нет. Основными условиями договора определяется предмет инвестиций и объект. А остальные вещи указываются по согласованию сторон».
Сигареты на остановке – нельзя?
Выслушав историю появления киосков на остановке, депутат Александр Зименко решил вернуться ко второму важному вопросу – имеют ли право продавать там сигареты?
По словам начальника горотдела по охране труда Ирины Супрун, в уставе города сказано, что на остановках общественного транспорта запрещены и курение, и продажа табачных изделий. Но как же тогда на сумской остановке три года продают сигареты?! Понятно, что депутат сразу сделал вывод – значит, КП должно оставить возле «Макдональдса» просто киоск по реализации проездных билетов! В договоре четко сказано, что там должны быть киоски для продажи билетов. А не для сигарет, шаурмы, кофе, чая и т.д.
С этим в корне не согласился Виталий Однорог: «Для постоянного пользования остановочным комплексом нужны дополнительные средства – минимум на один ларек мне надо нанять двух работников, работника для уборки, заплатить за электроэнергию, земельный налог. Эти средства в месяц для предприятия составляют примерно 25 тыс. грн.
Что же касается продажи билетов, то они продаются через один из киосков – за 2019 год был получен доход более 1,6 млн. грн. Все это подтверждено. Если в процентном эквиваленте – продажа проездных в центре Сум составила 32% от общей продажи. Общая сумма – более 5 млн. грн. Если на 2016 г. КП реализовывало 100 билетов в месяц, то сейчас – только через остановочный комплекс в центре 13682 билета в год.
Космическая зарплата и нет результата?
Однако у депутатов все равно осталась масса претензий к руководителю КП. Тем более что он не скромно извинялся «за все, что было сделано и что нет», а довольно жестко держал оборону. Как говорят, «вывел» народных избранников так, что Александр Зименко вспомнил и о зарплате директора, и о том, с какими планами его назначали на эту должность: «Вы работаете с 2016 года – что изменилось на предприятии? Кроме того, что у вас, я считаю, космическая зарплата?! Вы позиционировали себя как хороший топ-менеджер, мы надеялись на развитие предприятия, но не видим этого…»
Юрий Комаров сразу же заговорил о том, что еще в 2013 году фининспекция рекомендовала городу не выплачивать премии руководящему аппарату КП, пока оно убыточное. Предприятие так и осталось убыточным, но премии руководящему аппарату платят! По его мнению, это нецелевое использование бюджетных средств.
На это В.Однорог заявил, что премии на КП не выплачиваются: «За прошлый год по декларации с учетом всех налогов – моя зарплата составила 400 с чем-то тысяч. Без налогов, на руки я получаю примерно 25 тысяч в месяц. Если говорить о водителях, то у некоторых за декабрь зарплата была выше моей. А средняя зарплата основной массы водителей – от 13 до 17 тысяч грн.
Что же касается развития предприятия, то только за 2019 год горсовет недофинансировал КП на 19 млн. грн. У нас с 2016 года постоянный прирост выполненной работы. Но у горсовета нет средств заплатить за работу КП. Из-за этого мы уже 4 года подаем документы, но не можем ни заменить электрооборудование (чтобы экономить на электроэнергии), на крыши на КП, которые текли. Тем не менее мы своими силами выполняем ремонты, почти все троллейбусы были отремонтированы и переделаны, и не только».
Но, по мнению депутатов, недостаток средств и отсутствие взаимопонимания с руководством города – как раз проблема директора предприятия. «Это ваши проблемы как топ-менеджера, как руководителя. Добейтесь, чтобы горсовет закрыл долги. Не можете изменить ситуацию, уходите. То, что декларировали, вы не сделали. На следующей сессии депутаты будут слушать ваш отчет, и, думаю, мы рекомендуем не продлевать ваш контракт, который заканчивается в мае», – отрезал А.Зименко.
Но продолжение, по-видимому, скоро последует…