В прошлом году сумские перевозчики потеряли 16 новых автобусов
Городская власть, конечно, хотела бы скрыть эти цифры, но они стали известны. Речь идет о перевозках льготников, которые осуществляет частные перевозчики по городу Сумы.
Как известно, прошлым летом исполком заказал Харьковскому национальному автомобиле-дорожному университету исследование пассажиропотока в городском транспорте. Прежде всего, это нужно было, чтобы понять, сколько льготников пользуется услугами коммунального предприятия «Электроавтотранс», дабы потом на основании этих цифр выделять ему компенсацию и субсидирование из городского бюджета.
Однако, кроме этой, безусловно, важной задачи, харьковчане также исследовали пассажиропоток и в сумских маршрутках – там тоже посчитали количество перевозимых льготников. И ходя исследование было сделано еще прошлым летом, власть не спешила огласить его данные, особенно что касается перевозимых льготников в частном городском транспорте.
Но все тайное рано или поздно становиться явным. Общественность таки узнала данные из отчета. Оказывается в маршрутках за 2018 год было перевезено:
– 1 276 077 человек – льготная категория (то есть тех, которые вообще не платили за проезд);
– 4 861 997 человек – пенсионеры (платили не 5 гривен, а только 3);
– 1 302 832 человек – школьники (платили вместо 5 гривен, только 2).
Таким образом получается, что ежедневно частные перевозчики предоставляют 20,3 тысяч льготных поездок. Или, если предположить, что в среднем один человек ездит два раза (туда и обратно), то получаем, что ежедневно маршрутками пользуются около 10 тысяч сумчан-льготников, что совпадает и с другими исследованиями, проводившимися ранее.
Цифры большие, убедились, но что с ними делать? Как я уже ранее писал, себестоимость одной поездки в коммунальном транспорте «Электроавтотранса» только по итогам 2017 года (в 2018 году эта сумма, скорее всего, вырастет еще больше) была более 10 гривен (разницу просто компенсировали с городского бюджета, сокращая таким образом ассигнования на такие важные социальные направления, как медицина и образование). То есть, не важно – платил ли человек в троллейбусе или это был пенсионер – все равно для города это был убыток.
У частных перевозчиков официальная цена за проезд равнялась в прошлом году 5 гривен и никаких компенсаций с городского бюджета они не получали. Но фактическая цена за проезд была еще ниже, так как маршрутчики еще обязаны были возить без каких либо компенсаций еще и льготников. И вот благодаря расчетам специалистов Харьковского национального автомобиле-дорожного университета, можно посчитать убытки, которые понесли местные перевозчики только в 2018 году:
1 276 077 х 5 + 4 861 997х(5-3) + 1 302 832х(5-2) = 20 012 875 гривен.
То есть, маршрутчики потеряли только в 2018 году более 20 миллионов гривен – а это целых 16 новых автобусов средней вместимости! И все это на фоне того, что одна поездка в КП «Электроавтотранс» обходиться городу более чем в два раза дороже, чем у частников.
Городская власть ежегодно вливает десятки (а за прошлый год, эта сумма, скорее всего, перевалила уже и за 100 миллионов) гривен, чтобы по факту получить «золотой» проезд, при этом от недофинансирования остро страдает медицина, в школах учителя для поддержания минимальных комфортных условий вынуждены брать плату с родителей, а дороги и коммунальные проблемы в городе вообще оставляют желать лучшего.
Более того, власть целенаправленно проводит политику уничтожения маршрутчиков как вида деятельности, ставя их все в более и более сложную ситуацию и даже не включая такой вид транспорта в свои программы развития.
Что ж, если кому-то в больших кабинетах хочется спускать ежегодно в трубу более ста миллионов гривен – то это конечно дело его, но вот только обрадуются ли этому сумчане, вынужденные в итоге платить непомерную цену за все эти неэффективные управленческие решения?
Сергей Коваленко