В Сумах могут сократить учителей уникальной школы
Школа №29 в областном центре – уникальна. Уже более 20 лет ее ученики параллельно с общеобразовательными науками осваивают искусства – музыкальные инструменты, разные виды пения, хореографию, декоративно-прикладные искусства, театр.
Главное отличие 29-й школы от музыкальных и художественных школ и кружков в том, что здесь можно заниматься всем сразу – петь и рисовать, вышивать и играть. По окончании 9-го класса ученики, кроме обычного аттестата, получают документ об окончании школы искусств, с которым могут поступать на выбранную специальность в учебные заведения. В учебный блок входят также специальные предметы для общего развития – дети во всех классах изучают художественную культуру Украины и мира, а в зависимости от направленности класса – развитие искусств, музыкальную литературу, сольфеджио, хоровое пение, историю театрального и художественного искусства и т.п. У школы есть свои ансамбли, хоры и даже оркестр, а ее ученики регулярно занимают призовые места не только на всеукраинских, но и международных конкурсах.
Все это стало возможным благодаря многолетней плодотворной работе по подбору талантливых, креативных педагогов, каждый из которых создавал свою методику, обустраивал свой кабинет. Детей обеспечивали инструментами и костюмами для выступлений, распечатывали учебные пособия, возили на конкурсы… Около полутора тысяч учеников были не просто постоянно заняты, они развивались, формируя будущую элиту украинского общества, которая могла бы дать ему новое направление, сформировать культурное пространство. Но… именно это, судя по всему, никому в Украине – и в частности в Сумах – и не нужно.
Поэтому на государственном уровне была принята новая формула распределения образовательной субвенции, по которой школы искусств должны финансироваться исключительно из местных бюджетов. А город не посчитал нужным заложить в бюджет финансирование школы искусств при 29-й школе на следующий учебный год. Это значит, что к сентябрю 69 педагогов, которые вели занятия по 19 музыкальным инструментам, пению, театральному и декоративно-прикладному искусству, будут сокращены. В школе останутся только общеобразовательные предметы. А ее ученики после уроков будут не спешить на занятия и репетировать дома, а слоняться по городу (многие из них приезжают в 29-ю школу из других районов областного центра). Цена вопроса – 5,101 млн. грн., которых не хватает на зарплату учителям отделения искусств на следующий год.
Сегодня администрация школы и родители учеников бьют во все колокола, обращаясь к депутатам разных уровней и руководству города с просьбой о выделении необходимых средств. Но поможет ли это? И не сложится ли такая же ситуация в следующем году? Неужели нельзя сразу заложить нужную сумму расходов в горбюджете?
Хочется верить, что интересы детей – будущего Сум и Украины в целом – все-таки удастся отстоять, и уникальное для нашей области учебное заведение продолжит свою работу. Ведь у детей отношение к выбранному искусству, желание репетировать и успех в развитии их талантов очень зависят от взаимопонимания с учителем и атмосферы занятий. Даже если они после уроков будут ездить в другие районы города в музыкальные школы и на кружки, вовсе не факт, что у них будет желание плодотворно заниматься в новой обстановке, с новым педагогом. Да и не смогут городские школы искусств принять более тысячи учеников – это ведь тоже связано с количеством педагогов и финансированием. Поэтому вся надежда на то, что руководство города и депутаты, которые на всех публичных мероприятиях декларируют свою заинтересованность в детях и их талантах, все-таки обратят внимание на проблему и найдут способ решить ее раз и навсегда. Ведь такие ежегодные встряски не идут на пользу учебному процессу.
Руслана Рябинина, Ваш Шанс