В Сумах перевозчики массово отказываются от маршрутов. Каждую неделю – 1
Пока все заняты выборами в Верховную Раду, ситуация в городе с каждым днем все больше и больше накаляется – транспортная система рушиться просто на глазах.
Так, недавно от маршрута №9 («ул.Добровольная-ул.Прокофьева) отказался очередной перевозчик. Причина – нерентабельность перевозок. До этого остановились еще № 25 («ул.Добровольная –ул.Интернационалистов») и №53 («Аэропорт-ул.Добровольная»). Таким образом, целый микрорайон города лишился практически без транспорта.
Такая же судьба, судя из заявлений перевозчиков, ожидает еще несколько направлений. Прежде всего это №51 («Песчаное-ул.Прокофьева»), работа которого и так периодически ранее останавливалась. На грани закрытия также находятся №6 («Химгородок-ул.Ковпака») и №24 («Барановка-Центральный рынок»).
Чтобы понять причину такой неутешительной ситуации в транспортной сфере Сум, достаточно знать хотя бы то, что тариф в 5 гривен, по которому возят частные перевозчики – это самый низкий тариф по Украине. Более того, реально, учитывая всех перевозимых льготников, за которых в отличие от коммунального предприятия «Электроавтотранс», частники не получают ни копейки компенсации (хотя по закону, город обязан это делать), тариф в сумских маршрутках составляет менее 4 гривен, что вообще не соответствует никаким даже минимальным расчетам.
Однако, поскольку еще никто не отменял экономические законы, получаем то, что получаем. Количество и маршруток, и маршрутов в целом в Сумах постоянно сокращается. Причем, согласно все той же экономике – сперва останавливаются более дальние и менее густонаселенные районы, такие как Добровольная, Барановка, Песчаное. Да и на центральных маршрутах тоже дела обстоят не очень – машины еще выезжают в часы пик, но в другое время выехать становиться проблематично.
А пока власть думает (а может не думает), как решить эту проблему, из Сум массово уезжают водители автобусов. И несмотря на то, что обучить водителя относительно не очень сложно, все же проблема приобрела такой массовый характер, что скоро даже если будут приняты властью меры по повышению тарифа и, как следствие, увеличение заработной платы водителей – их просто физически не окажется в городе. И тогда транспортная отрасль вообще может исчезнуть. (К слову, сейчас в тариф 5 гривен заложена зарплата водителя в размере 3400 гривен в месяц)!
Причем речь идет не только о частных перевозчиках, но и о коммунальном транспорте. Во-первых, нужно отметить, что реальная цена проезда в троллейбусе составляет более 10 гривен (просто разницу компенсирует город). А во-вторых, на сегодня «Электроавтотранс» уже находиться на грани банкротства – только за пол года город задолжал КП около девяти миллионов гривен и с каждым днем эта сумма только растет – к концу года она ожидается уже на уровне 20 миллионов. Как и у частников, на «Электроавтотрансе» тоже есть большая проблема с водительским составом – там тоже катастрофически не хватает людей, так как на предложенные зарплаты мало кто хочет соглашаться.
Решаться ли эти проблемы в ближайшее время – скорее нет. И тут как ни странно – будут виноваты выборы. Городская власть не решиться повысить тарифы в ближайшие пол года, поэтому каждую неделю будет и дальше получать очередное известие об отказе перевозчиков от какого-то маршрута. Зато мы и дальше будем продолжать ездить по 5 гривен. Ну как ездить – скорее иметь такую гипотетическую возможность, ибо когда транспорт станет, то за 5 гривен, мы сможем разве что постоять на остановке, ожидая вместо реальной, виртуальную маршрутку.
Сергей Коваленко