Как покупателю можно заработать в сумских супермаркетах?
Покупая товар в магазинах, нужно убедиться в том, что срок годности у него не истек. Это простое правило знают все, и многие ему следуют. Увы, часто бывает так, что, согласно дате на упаковке, товар еще пригоден к реализации, но несоблюдение продавцом условий хранения (к примеру, температурного режима) может привести к тому, что вы покупаете «свежий» товар, который уже испортился.
Употребить до
В каждом магазине есть так называемые внутренние инструкции, которые часто противоречат действующему законодательству. Мы расскажем вам о том, как эта схема работает. 6 февраля в одном из супермаркетов в Сумах мы обнаружили целый прилавок мясных изделий (колбасы и т. п.), на этикетке которых производитель указал «употребить до 6.02.2019 года». Почему же этот товар все еще на прилавке?
С этим вопросом мы обратились к администратору, который категорически отказался снимать товар с реализации, заявив, что он будет продавать его до конца дня. Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» говорит о том, что «употребить до» (конечный срок потребления) – это срок, по истечении которого при любых установленных условиях хранения пищевой продукт, вероятно, не будет иметь показателей качества, обычно ожидаемых потребителями, и не считается пригодным для продажи. Гражданский кодекс (ст.677 «Срок годности товара») предусматривает, что дата «употребить до» – это конечная дата реализации включительно. Так свежий товар или нет? Для того, чтобы употреблять, – да, а продавать – нет. Почему? Представьте, что вы покупаете 1 кг продукта в вакуумной упаковке 6 февраля, и там указано «употребить до 6.02.2019». Сможете ли вы съесть весь продукт в этот же день? Если да – покупайте на свой страх и риск. Но добросовестный продавец должен продавать товар с учетом того, что его следует реализовать до 6 февраля, чтобы у покупателя был еще один день, чтобы его приготовить или съесть.
Специалисты управления по делам защиты прав потребителей постоянно напоминают об этом операторам продовольственного рынка, и те, кто действительно заботится о своих клиентах, не допустят, чтобы товар с датой «употребить до» находился на прилавке в последний день его реализации. К тому же, покупая товар в открытых холодильниках, вы должны помнить о том, что, несмотря на данные термометра торгового оборудования, температура на полках может значительно отличаться. Так, если производитель указал, что температура хранения копченой колбасы не должна превышать 4-6 градусов выше нуля, то 3 градуса на термометре открытого холодильника совсем не означает -3. Холод просто не доходит до верхних полок, иначе бы колбаса была заморожена. И по факту на верхних полках может быть гораздо больше указанных производителем 4-6 градусов. В результате срок реализации продукта, на упаковке которого указано «употребить до 6.02.2019» и «хранить при температуре до +6», истекает значительно раньше, и вы рискуете купить колбасу с душком.
В длинном перечне хитростей магазинов есть еще одна, довольно распространенная. Так, недавно сумчанин купил просроченный йогурт одной из популярных торговых марок. Но сделал это намеренно. Дело в том, что 8.12.2018 года в 01.25 у данного продукта истек срок годности. И так же, как и в нашем случае, администрация магазина заявила, что 8 декабря – это последний день реализации, а значит, можно продавать товар до 24.00, и отказалась убрать йогурт с прилавка. Сумчанин купил товар и вместе с чеком отнес в управление по делам защиты прав потребителей Госпродпотребслужбы в Сумской области, где и написал заявление. Там подтвердили, что, согласно информации на упаковке, если товар пригоден
5 дней (указано производителем) и изготовлен 3 декабря в 01.25, то в 01.26 минут 8 декабря срок его реализации истек. Но администрация супермаркета в письменном ответе управлению защиты прав потребителей объяснила, что время рядом с датой производства – это не что иное, как идентификатор партии продукта, поэтому они считают, что можно продавать его до конца дня 8 февраля. Правда, на сегодня уже есть и ответ от производителя, где сказано, что товар действительно закончил свою «жизнь» в указанное время и подлежит списанию. Так что, уважаемые сумчане, будьте внимательны и в случае, если найдете просроченные продукты, требуйте убрать их с прилавка. А если продавцы отказываются, не поленитесь обратиться с письменной жалобой в управление по делам защиты прав потребителей. Таким образом вы поможете и себе, и другим сохранить деньги и здоровье.
Охота на просрочку
Cумчанам стоит просматривать дату реализации продуктов в супермаркетах. Ведь за это можно получить весьма приятный бонус. Так, в сетях супермаркетов «АТБ» и «ЭКО» есть постоянные акции, которые сулят внимательному покупателю вознаграждение. Если вы обнаружили просроченный товар в «ЭКО-маркете», нужно обратиться к администратору, и вы бесплатно получите аналогичный, но свежий товар (до двух единиц в руки), сколько бы он ни стоил. При этом, если аналогичного товара нет, вы можете выбрать из другого ассортимента в пределах стоимости найденной вами просроченной продукции. В «АТБ» немного другой принцип. Вам заплатят за найденную просрочку 200% стоимости товара, а если вы случайно купили просроченный товар, то еще и вернут за него деньги. Для этого также нужно обратиться к администратору. Но данная сеть установила ограничения – раз в неделю и не больше одного товара. Так что выбираем из найденной просрочки самый дорогой.
Супермаркет оштрафовали
И все же, хоть покупатели и помогают торговым сетям отслеживать просрочку, сбои таки бывают. Все того же 6 февраля админкомиссия при Госпотребслужбе в Сумской области приняла решение наложить штраф на супермаркет «АТБ» на ул. Кооперативной, 13, за ряд нарушений, которые были выявлены в результате неплановой проверки. Так, во время проверки специалисты обнаружили на прилавке просроченный торт, яйца, которые не соответствовали санитарным требованиям (были в курином помете), а также молочную продукцию с истекшим термином реализации или с нечетко просматриваемой информацией о датах изготовления. В результате комиссия приняла решение оштрафовать магазин на 7 тыс. грн. Представители сети супермаркета, как нам сообщили в управлении по защите прав потребителей, намерены оспаривать это решение. Чем это закончится – читатели узнают позже.
shans.com.ua