Как сумчане будут получать медуслуги у семейного доктора?
С принятием 19 октября Верховной Радой законопроекта №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медуслуг и лекарственных средств» в Украине объявлен старт медицинской реформе.
Уже в следующем году перемены коснутся первичного звена (семейные врачи, педиатры и терапевты), с которыми мы – пациенты – должны будем заключить декларацию (договор) на обслуживание. Медучреждения, врачи и пациенты регистрируются в электронной системе здравоохранения e-Health, куда также вносятся декларации пациентов. Задача такого онлайн-учета – собрать обо всех участниках достоверные данные, уйти от бумажных носителей и в будущем запустить для каждого из нас единую электронную медицинскую карту. К тому же система e-Health должна обеспечить электронное сопровождение реформы в разрезе финансирования: созданная Национальная служба здоровья (НСЗУ) сможет платить врачу за каждого пациента, который в свою очередь получит гарантированные государством бесплатные медуслуги. Так e-Health поможет реализовать принцип «деньги ходят за пациентом». Пока что регистрация медучреждений, врачей и пациентов проводится в тестовом режиме. После подписания закона президентом будет объявлена официальная дата начала приписной кампании.
Более детально о внедряемых новшествах на встрече в Сумском центре развития местного самоуправления рассказала Дарья Куценко, представитель проектного офиса е-Health.
– Система е-Health является пошаговой электронизацией всех процессов по взаимодействию пациента, врача и государства, – объяснила она. – Идея началась с внедрения новой модели финансирования, когда деньги идут за пациентом. Врач будет получать деньги в зависимости от количества пациентов, подписавших с ним декларацию. Пациент сможет выбрать себе врача – независимо от места проживания или регистрации, исходя из положительных отзывов, рекомендаций, личных соображений, удобства и пр. Именно электронный формат позволит проверить все данные и упорядочить распределение финансовых расчетов.
Сегодня в е-Health на добровольных началах зарегистрировались 580 медучреждений, 1950 врачей и 1897 пациентов. Однако, согласно принятому законопроекту, с 1 августа 2018 года информация, внесенная в систему Е-Health, будет единственным основанием для оплаты медуслуг. Переход произойдет не сразу. На первом этапе предусмотрено использование двух реестров – зеленого и красного. Красный – это пассивные пациенты, которые еще не подписали декларацию с конкретным врачом. Они, как и раньше, будут обслуживаться в больницах по территориальному принципу, а врачи – получать стандартную зарплату. Как только пациент становится активным и заключает договор с врачом, он автоматически переходит в зеленый реестр, где предусмотрена капитационная ставка – единый тариф за первичное медобслуживание. Планируется, что в 2018 году средняя выплата за одного пациента составит 370 грн. в год. Плюс – возрастные коэффициенты за обслуживание детей до 5 лет и пенсионеров старше 65 лет. И это должно стать мотивацией для врачей регистрировать декларации пациентов в системе е-Health. Чем их больше – тем выше доход от медицинской практики. «Врачи должны проявлять более активную позицию и уже начинать вносить данные в систему и подписывать договоры с пациентами. Участники процесса – врачи и пациенты – должны понимать, зачем им нужно регистрироваться в системе», – подытожила Д.Куценко.
К слову, один врач может обслуживать максимум 2 тысячи пациентов. При обслуживании двух тысяч пациентов врач может иметь годовой доход от 740 тыс. до 1 млн. грн. В этот бюджет входят аренда офиса, зарплата врача, медсестры (фельдшера), простые расходные материалы и частичное покрытие анализов.
Как узаконить отношения с выбранным доктором?
По информации профильного министерства, декларация подписывается бессрочно, то есть пациенту не нужно перезаключать ее ежегодно. С другой стороны, если вы решите подписать договор с другим врачом, это можно сделать в любое время. Документы, которые для этого понадобятся, – паспорт и идентификационный номер. Если же вы подписываете декларацию с педиатром (или семейным врачом, который будет обслуживать вашего ребенка), то для этого необходимо свидетельство о рождении ребенка и документы (паспорт и код) обоих его родителей или опекунов. Основной способ заполнения декларации – электронный: ваши данные в систему вносит врач. Главное, чтобы у него была точка доступа к Интернету.
Важно, что декларация появится в системе после двойной авторизации: врач попросит назвать код, который поступит вам СМС-сообщением. Если у вас нет мобильного телефона – врач сфотографирует или отсканирует документы, чтобы приобщить их к декларации. Затем он распечатает декларацию, которую пациент подпишет в двух экземплярах (один из них остается у него на руках). С этого момента можно обращаться к врачу в любое время. В случае его отпуска или болезни – должна быть обеспечена замена.
Как работает e-Health?
Система e-Health состоит из двух компонентов: центрального государственного и частного. Государство устанавливает правила игры – в каком формате должны собираться все данные. Это заключается в создании базы реестров медучреждений, врачей, пациентов и деклараций, которые сохраняются на центральном уровне. Частная составляющая представлена программными решениями медицинских информационных систем (МИС). Именно через них конечные пользователи – врачи, пациенты, управленцы – будут сотрудничать с системой e-Health. Медицинские информационные системы внедряют финальный интерфейс – то, что будет видеть любой пациент или врач при регистрации.
– Системы МИС гарантированно предоставляют всем пользователям качественные бесплатные сервисы по регистрации: поставщиков медуслуг всех форм собственности, их сотрудников, подписанных деклараций о выборе врача, – сообщила Д.Куценко. – Пользователям нужно только выбрать, какое из представленных программных решений МИС им кажется наиболее удобным. Чтобы зарегистрировать на е-Health медучреждение, врача, пациента или декларации, можно использовать одну из четырех МИС – Helsi, МИС ЕМСИМЕД(r), MEDSTAR и «Доктор Элекс», которые внедряют функционал в полном режиме.
По словам директора по развитию и коммуникациям компании «Доктор Элекс» Инны Шимкив, государство обеспечивает обязательный бесплатный минимум. Но есть много примеров, когда к электронизации по собственной инициативе подключаются на местах – тогда частным медсистемам платят за дополнительный функционал. К примеру, руководитель медучреждения желает синхронизировать расписание, чтобы видеть нагрузку на врачей. Или провести мониторинг истории платежей и расходов.
«Мы гордимся нашим проектом в Виннице. Там все первичное звено информатизировано, все карточки уже ведутся в электронном формате. Созданы реестры пациентов, рабочие места для врачей, базы данных по медучреждениям. Все участники лечебного процесса имеют доступ к результатам обследования – независимо от того, куда обратился пациент. Идея была поддержана на сессии горсовета еще в 2011 году, соответственно – финансирование за счет местного бюджета», – сообщила она.
Источник: shans.com.ua