Маршрутки в Сумах подорожают, но попозже
Исполком Сумского горсовета рассмотрел вопрос о повышении тарифов на проезд в маршрутках до 5 грн. Как известно, перевозчики поднимали его еще с января этого года, однако исполком откладывал рассмотрение в связи грядущим транспортным конкурсом.
Вскоре после конкурса, который выиграли практически все те же самые перевозчики, они снова подали расчеты новых тарифов и буквально стояли над душой у исполкома, требуя как можно скорее их рассмотреть.
У каждого – своя правда
18 апреля перевозчики даже приходили на аппаратное совещание в мэрию и жаловались на то, что они больше не могут работать по нынешним тарифам. Они сетовали на недостаток водителей, которые из-за низкой зарплаты уезжают в другие города, на то, что подорожало топливо и запчасти.
– Сегодня, чтобы отремонтировать один автобус, нам приходится разбирать другой, фактически из трех делаем один. У нас аренда гаражей поднялась, электроэнергия подорожала. Закупленные автобусы средней пассажировместимости стоят в гаражах, так как их нечем заправить, а на маршруты приходится выпускать маленькие «Руты», – рассказал один из перевозчиков.
Кроме того, перевозчики не преминули напомнить, что они перевозят льготников бесплатно, пенсионеров – по 2,5 грн и детей 1-4-х классов – по 1 грн, без какой-либо компенсации из бюджета.
С другой стороны, Сумское областное теротделение АМК всеми силами пыталось «отговорить» городское руководство пересматривать тарифы без проведения обследования пассажиропотока, поскольку, по их мнению, фактический пассажиропоток на городских автомобильных маршрутах существенно отличается от тех показателей, которые закладывают перевозчики в расчеты своих тарифов. Однако исполком на это ответил, что, согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления не обязаны проводить обследование пассажиропотоков при формировании и обосновании тарифов на перевозки, это делается только при открытии нового автобусного маршрута. Тем не менее за неделю до заседания исполкома ТО АМК еще раз попыталось направить городское руководство на путь истинный и в своем очередном письме на имя мэра Александра Лысенко заявило, что, несмотря на столь своеобразное понимание исполкомом своих обязанностей в свете закона о местном самоуправлении, если бы он все-таки провел обследование пассажиропотока и учел его результаты при утверждении тарифов, это обеспечило бы ему доверие громады и позволило бы избежать обвинений в необоснованности повышения тарифов со стороны горожан. Но и это обращение АМК осталось без реакции.
Все правильно, но нужно пересчитать
На исполкоме начальник отдела транспорта Сергей Яковенко сообщил, что все расчеты, поданные перевозчиками, сделаны по действующей методике, утвержденной постановлением Кабмина №1175, они были проверены специалистами отдела и признаны экономически обоснованными.
От имени всех перевозчиков выступил председатель союза автоперевозчиков пассажиров Сум Александр Запорожец:
– Последний раз нам тарифы устанавливались в 2015 году. С тех пор, как вы сами понимаете, все цены изменились, все составляющие, которые влияют на стоимость проезда, повысились. Средняя зарплата у нас на предприятиях – 3600 грн, у нас катастрофическая нехватка водителей, потому что мы не можем платить им нормальную зарплату – 5-6 тысяч. Так что вопрос по пересмотру тарифов назрел, и его надо решать как можно скорее, потому что сегодня уже стоит вопрос о том, что транспорт вообще может стать. Коммунальные автобусы и то уже который месяц работают по тарифу 3,69 грн (69 копеек «Электроавтотрансу» компенсирует горбюджет. – А.А.), а мы – по 3 грн.
Первый же вопрос, который возник у присутствующих, как и следовало ожидать, касался одной из самых главных составляющих тарифа – количества перевозимых пассажиров. По мнению члена общественной комиссии горсовета по вопросам бюджета Максима Корниенко, в расчетах перевозчиков этот показатель занижен как минимум в три раза:
– У них заложено от 4 до 24 пассажиров одним автобусом за один рейс в одном направлении. Средний и самый распространенный показатель – 12 пассажиров за рейс. Извините, но все, кто пользуется маршрутками, прекрасно знают, что даже в середине буднего дня никогда такого не бывает, не говоря уже о часах пик. Реальная цифра – 36-38 пассажиров, ее подтверждают и результаты того обследования пассажиропотока, которое проводил недавно СумГУ: хоть оно и неофициальное, но результаты вполне реалистичные. Поэтому давайте вы сначала закажете независимое обследование пассажиропотока, а потом уже будем говорить о тарифах. И еще один вопрос – по поводу зарплаты. В структуре затрат, предоставленных перевозчиками, зарплата занимает около 10%. То есть получается, что даже если повысить зарплату водителям в два раза, то для покрытия этих затрат достаточно повысить тариф на 10%.
В итоге мэр Александр Лысенко предложил перенести рассмотрение вопроса по тарифам на неделю и создать специальную рабочую группу из представителей перевозчиков, специалистов мэрии и общественников, которая за это время еще раз пересмотрит поданные перевозчиками расчеты и подумает, за счет чего можно минимизировать их затраты, а соответственно – и повышение тарифа. И хоть перевозчики настаивали на немедленном принятии решения, его таки сняли, поскольку к концу двухчасового обсуждения члены исполкома разбежались, и кворума все равно уже не было. Первое заседание рабочей группы состоится в среду, 3 мая.
Как в Европе?
Кстати, сейчас в Сумской мэрии, как, впрочем, и во многих других городах, которые уже давно этого добивались, с нетерпением ждут перехода на новую систему расчета тарифов – так называемую покилометровку, когда тариф зависит не от количества перевезенных пассажиров, как сейчас, а от километража, то есть объема проделанной транспортной работы. Такая система уже давно действует в Европе, и в Украине она тоже должна быть введена в ближайшее время. По информации мэра Александра Лысенко, Министерство инфраструктуры уже разрабатывает новую методику расчета тарифов на перевозку пассажиров именно по такой системе. Тогда уже точно не нужно будет проводить никаких обследований пассажиропотоков, никто никого не сможет обвинить в том, что эти показатели занижены или завышены. Ведь в расчет берутся только фактические данные, которые никак нельзя перекрутить, – километраж (исходя из протяженности каждого маршрута) и общее количество населения города, умноженное на коэффициент 0,84 (исходя из статистических данных о том, что общественным транспортом постоянно пользуется в среднем 84% населения).
Антон Акулин, Ваш шанс