Сумы получили троллейбусные маршруты-фантомы
На днях, 11 января 2017 года, в Сумах по улице Прокофьева запустили движение троллейбусных маршрутов. Столбы с подвешенными проводами в том направлении я помню были еще в 90-е годы, но потом провода исчезли. В этом году по результатам тендера завершение строительства линии на Прокофьева за 23.3 млн. грн. обеспечила компания ЧП “Тимвел”.
Я поддерживаю развитие троллейбусного сообщения в Сумах, но в данном случае скорее поддержал бы альтернативные варианты улучшения сообщения района Прокофьева с центром города. Несколько причин:
1. На новых маршрутах №15 и №15а курсируют только по одному троллейбусу, из-за чего интервал движения по данным официального расписания, которое опубликовано на странице мэра Olexandr Lisenko https://www.facebook.com/omlysenko/posts/579564802239868 и сайте депо http://trolleybus.sumy.ua/timetable , превышает один час, а в некоторых случаях вообще составляет 100!!! минут. Фактически мы получили маршруты-фантомы по примеру маршрутов №3 и №4, на которых интервал движения составляет около часа, т.к. там курсируют тоже только по одному троллейбусу. Данные маршруты очень не любят водители, т.к., по их словам, возят в основном или льготников, или воздух.
2. Поскольку новые троллейбусы в 2016 году не закупались, а процесс обучения новых водителей в депо начался только в конце 2016 года, это не может означать ничего другого кроме того, что два троллейбуса для маршрутов №15 и №15а сняли с других линий. Т.е. где-то троллейбусов добавили, а где-то их стало меньше.
3. На сайте депо говорится, что до конца года на маршрутах №15 и №15а будет ездить не 2, а 4 троллейбуса. Т.е. интервал может сократиться в два раза – до 30-50 минут в зависимости от времени. Готов ли кто-то ждать троллейбуса 30-50 минут даже после удвоения числа рогатых на новых маршрутах?
Что можно было бы сделать?
Сосредоточиться на развитии существующих маршрутов, где нужно уменьшать интервалы и улучшать расписание, а 23.3. млн. потратить за закупку автобусов.
Даже если предположить, что город закупит дополнительные газобусы по цене 1.920 млн. грн. за единицу, как это произошло в декабре 2016 года, а не по 1.65 млн, как это сделала Винница, 23.3 млн. грн, потраченных на строительство линии троллейбуса достаточно для закупки 12!!! автобусов средней вместимости даже при цене 1.92 млн. за единицу. Таким образом, на новых маршрутах могло быть в 6 раз больше единиц техники, т.е. интервал движения был бы в 6 раз меньше и составлял 10-15 минут.
Если же брать из расчета закупки больших 100% низкопольных автобусов на дизеле Евро-5, цена которых, по словам дилеров, составляет эквивалент $118 тыс., то при уровне курса доллара 26 в 2016 году за 23.3 млн. можно было бы купить 23.3/(0.12*26) = 7 автобусов на 100 мест со 100% низким уровнем пола.
Но на выходе город потратил 23.3 млн. денег налогоплательщиков без значительного улучшения качества транспортного сообщения этих самых налогоплательщиков, т.к. кроме льготников, которые ездят в троллейбусе бесплатно, и случайных платных пассажиров, которым повезло попасть на остановку к моменту приезда троллейбусов, больше никого маршруты №15 и №15а скорее всего возить не будут, а значит убыточность предприятия снова повысится.