Экстренная служба Сумщины готова взять на себя все вызовы – при условии компенсации
Для многих поколений сумчан и жителей области скорая помощь всегда была спасательной соломинкой, куда можно позвонить, когда человеку плохо. Причем неважно – связано это с серьезной травмой, подскочившим артериальным давлением или разыгравшимся радикулитом.
Все знают, что люди в белых халатах и чемоданчиком с красным крестом приедут в любое время дня и ночи. Даже несмотря на разбитые дороги и непогоду. До сих пор на этих медиков мы возлагаем безграничные надежды, хотя уже несколько лет, как эта служба стала экстренной медицинской помощью – с четкими регламентированными правилами. И если раньше случались нарекания, что скорая долго добирается на вызов, то теперь – что отказывают в выезде бригады. Ведь высокая температура или давление уже не являются поводом для того, чтобы к пациенту примчалась скорая.
– Оперативно-диспетчерская служба Сумского областного центра экстренной медпомощи принимает звонки по номеру 103 со всей области, разделяя их на экстренные (когда существует реальная угроза жизни и здоровью) и неэкстренные, – рассказывает директор центра Анатолий Александренко. – Для этого диспетчер подробно уточняет жалобы больного, его возраст, адрес, возможности беспрепятственного доступа в помещение, номер телефона того, кто вызывает бригаду, и пр. Это делается не из праздного любопытства, а для того, чтобы сориентироваться, какая проблема у пациента, в каком он состоянии и что нужно делать. Все наши диспетчеры – с медицинским образованием. Иногда, выяснив ситуацию, диспетчер даст совет, который может спасти человеческую жизнь – до приезда бригады. Но тот, кто вызывает скорую, такое общение считает лишним, пустой тратой времени. Когда ситуация критическая – бригада направляется сразу. Все обращения записываются, поэтому в случае конфликтной ситуации – всегда можно восстановить истину.
Если случай относится к категории неэкстренных – диспетчер имеет право отказать в приеме вызова. Однако он порекомендует принять лекарство, обратиться к своему семейному врачу в центр первичной медико-санитарной помощи или к фельдшеру. Ведь оказанием помощи при таких состояниях, как внезапное повышение температуры с кашлем, насморком и болью в горле; головная боль; боль в пояснице и суставах, повышение артериального давления, обострение хронических заболеваний, должны заниматься врачи первичного звена, с которыми пациенты заключили договоры на обслуживание. Хотя они посещают пациентов на дому неохотно. Им даже юридически разрешено на свое усмотрение принимать решение об оказании услуг больному по месту жительства. Вот люди, как раньше, и звонят в скорую. Неэкстренные обращения наши диспетчеры могут переадресовывать в пункты неотложной помощи, которые созданы при больницах и работают круглосуточно. Но и тут проблема: они существуют только в 12 районах (к примеру, за предыдущие сутки мы передали туда всего 11 вызовов). Причем некоторые пункты не на должном уровне обеспечены санитарным транспортом, кадрами, медпрепаратами. Да и маленьких детей они не хотят обслуживать. Хотя еще в 2012 году коллегия Сумской ОГА приняла решение об открытии таких пунктов по всей области. В Сумах, несмотря на наши неоднократные обращения к городскому руководству, такие пункты до сих пор так и не появились. В итоге наша служба попросту перегружена непрофильными вызовами. Чтобы снять социальное напряжение, нужно менять ситуацию! Больным это не нравится, нам тоже. Давайте перестраиваться! Каждый должен делать свою работу.
Как отметила замдиректора центра Галина Белоус, экстренная служба все равно берет на себя часть неэкстренных вызовов – не оставлять же больных наедине с проблемой, особенно в вечернее и ночное время. «После 7 вечера, как правило, количество звонков увеличивается, – уточняет замруководителя. – Мы стараемся объяснить, что в случае высокой температуры можно принять таблетку, а утром – обратиться к семейному врачу. После дежурный врач нашей службы даже перезванивает, чтобы справиться о состоянии здоровья. В случае, когда нет возможности передать вызовы в пункты неотложной помощи или больной относится к группе риска (сахарный диабет, пожилые люди, беременные и др.), – выезжает свободная бригада, которая не занята на обслуживании экстренного обращения. Также стараемся не оставить без внимания детей. Есть и противоположные случаи, когда больной, наоборот, терпит боль и не обращается к нам. Это касается болей в сердце, за грудиной, которые могут являться предвестниками инфаркта миокарда. Наши бригады оснащены кардиографами, их в случае необходимости дистанционно консультируют опытные врачи телеметрического кабинета «Юнет», который находится в нашем центре. Благодаря этому нам удалось в разы увеличить выявляемость инфарктов».
Чтобы население своевременно получало медицинскую помощь, экстренная служба готова полностью взять на себя обслуживание неэкстренных вызовов – но при условии дополнительного финансирования. Соответствующее обращение руководство центра передало в ОГА и облсовет. Уже проведена предварительная встреча с представителями городской власти Сум, чтобы во второй половине декабря прийти к решению.
– Мы прекрасно понимаем, что и первичное звено, и существующие пункты неотложной помощи в районах недостаточно обеспечены всем необходимым, – продолжает Анатолий Александренко. – Наша служба при имеющемся ресурсе (транспорт, медработники, медикаменты, которыми мы обеспечены на 100%, и пр.) готова взять на себя дополнительные обязательства по неотложным состояниям и обслуживать вызовы, которые не относятся к экстренным. Однако это сопряжено с дополнительными расходами – на топливо, медикаменты и пр. Если на сегодня экстренный вызов нам обходится в 724 грн., то непрофильный, как мы посчитали, – выходит в пределах 500 (без учета зарплаты админаппарата, коммунальных платежей, стоимости препарата «Метализе» для тромболитической терапии при остром инфаркте миокарда). При возмещении средств за неэкстренные вызовы (к примеру, из местных бюджетов) мы могли бы их направить на закупку топлива, медикаментов, аппаратуры и зарплату медперсонала, которая по-прежнему остается самой низкой. Из-за этого наши опытные врачи и фельдшеры, к сожалению, ищут другую работу. Во втором полугодии 2018-го служба экстренной медицинской помощи г. Киева взяла на себя оказание помощи как при экстренных, так и неэкстренных вызовах, получая за них компенсацию. Я общался с руководителем – да, это намного тяжелее, но они справляются. Мы тоже справимся!
shans.com.ua