Сумские больницы хотят объединить
Депутаты Сумского горсовета всерьез озаботились проблемой сохранения городских медучреждений в ходе медицинской реформы. В частности, на заседании планово-бюджетной комиссии 15 сентября они были обеспокоены тем, что с местными больницами будет в следующем году.
Так, начальник горздрава Елена Чумаченко отметила, что пока ситуация стабильная – если брать по всем медучреждениям в целом, то финансирование за счет НСЗУ увеличивается. Однако депутат Вадим Акперов заявил, что у него информация немного другая: «Например, на прошлой сессии мы выделяли 2,5 млн. детской больнице – так как НСЗУ поставила условия, чтобы на 100% все койки были оборудованы кислородом. Но если вдруг завтра не будет ковида, по моим данным, у нас не будет хватать на детскую больницу на год 30 миллионов. Единственная, кто у нас в плюсе, это больница Св. Пантелеймона. Они подписали дополнительные пакеты, даже НСЗУ их хвалила – мол, у них на следующий год будет дополнительно 59 млн. грн. По многим другим учреждениям прирост небольшой или минус».
В связи с этим он решил ставить вопрос глобально: сколько сегодня необходимо админаппарата на все больницы Сум? Не рассматривали ли профильные чиновники вариант объединения медучреждений в рамках реформы? Ведь на сегодня есть вопросы по зарплате в 5-й больнице, в детской больнице… «При этом у менеджмента медучреждений довольно пристойные зарплаты, судя по декларациям (у некоторых до 100 тыс. грн.), а у врачей небольшие ставки – до 10 тыс. И они еще и не получают зарплату… Вот и появляется вопрос: зачем нам столько админаппарата? Может, нам продолжить реформу и инициировать объединение заведений? Сегодня некоторые больницы не могут предоставлять большое количество услуг и подписать контракты с НСЗУ, чтобы быть автономными. Но они могут быть вполне успешными в формате отделения какой-то опорной больницы. Речь не идет о сокращении персонала. А лишь об объединении для перспективы. Я вижу просто, что средств катастрофически не хватает. И в то же время есть диссонанс, когда руководство больниц получает большие зарплаты… К тому же средств больницам сейчас хватает, пока есть ковид. А если завтра ковида не будет? Не может же всю жизнь быть эпидемия. Мы должны мыслить стратегически», – отметил Вадим Акперов.
Задержка – техническая
Директор департамента финансов Светлана Липовая объяснила ситуацию с недостатком средств по больницам: «В 5-й недополучили средства по пакетам за август и сентябрь. За каждый месяц они должны получить 6,8 млн. грн. и 500 с чем-то – ковидные. А они получили только 1,9 млн. И они просто думают, кому дать деньги в первую очередь. Эти средства уже заработаны, но их не профинансировали. В детской больнице – другие проблемы. Когда мы давали заем 2,2 млн. грн., у них действительно была патовая ситуация. Сегодня им уже пересмотрели пакеты, договоры у них есть, детская больница заключила дополнительные соглашения на 36 млн. грн., ситуация выравнивается. На зарплату им будет хватать, но на развитие – нет. Если же говорить о наших медучреждениях в целом, то они все время думают, как им выжить, поэтому осваивают разные направления. А что касается зарплат, то мы уже обращались к горздраву, чтобы они рассмотрели дифференцированный подход к оплате работы – к зарплате главврачей и других категорий медработников».
Эту информацию подхватил В. Акперов: «Вот-вот, ситуацию надо как-то сбалансировать. С одной стороны, хорошо, что больницы сейчас могут зарабатывать, а с другой – не очень, когда зарабатывают врачи, а распределяют эти средства менеджеры. И получается, одни работали-работали, а денег потом на них не хватает. Давайте с этим что-то делать. Может, где-то лишний админаппарат, может, во что-то лучше вложить средства, чтобы можно было зарабатывать в перспективе…»
Однако Елена Чумаченко на все претензии депутатов ответила довольно жестко: «Зарплаты руководителей больниц предусмотрены на законодательном уровне и насчитываются, учитывая Положение и Порядок начисления зарплаты для руководителей КНП, которые утвердил сам же Сумской горсовет».
Будет ли экономия?
Что касается перспективы, то на сегодня при расчете суммы договоров с учреждениями учитывается глобальный бюджет, и только следующий год покажет истинную картину того, что происходит в медицинской сфере и на что способны городские медучреждения. Так как сейчас они получают средства от НСЗУ по приоритетным пакетам (за пролеченные случаи), а по остальным пакетам – исходя из глобального бюджета (если они три года подряд отчитывались, что у них такое-то количество людей пролечились с данной патологией, то в среднем за столько людей они и получают средств). Со следующего же года больницы будут вносить данные именно по тем пациентам, которые пролечились. И если это будет 600, то они получат средства за 600 случаев, а если 300 – то за 300. И только тогда будет понятно состояние дел в городской медсфере. «И тогда уже будем думать, надо ли объединяться, – продолжила Е. Чумаченко.
– Но если даже подумать об этом сейчас, то, во-первых, если учреждения находятся на одной территории, то есть смысл рассматривать этот вопрос, учитывая, что вся хоздеятельность осуществляется практически в одном месте. А если больницы находятся в разных концах города, то большой экономии на админперсонале не будет. Админперсонал в медучреждениях составляет примерно до 50 человек. Сюда входит и хозяйственная служба, руководитель и заместители, бухгалтерско-экономическая служба, статистическая и т.д. При слиянии учреждений увеличивается штат, увеличивается число отделений, соответственно экономия будет примерно такая: если в одной больнице было пять экономистов, а в другой семь, то нам все равно восемь-девять человек придется оставить. То есть это не будет глобально. Мы приблизительно уже считали».
Тем не менее, представители депкомиссии настаивают, чтобы горздрав продумал все варианты, в том числе и объединение…