Почему город не заботится о, возможно, старейшем памятнике центрального кладбища?
Уникальному памятнику центрального кладбища Сум необходим ремонт. В восстановлении нуждается и его «биография».
«Обиженное» чудо
В 2010 году Сумской горотдел культуры и туризма предложил сумчанам определить семь чудес нашего города. В голосовании, наравне с Альтанкой и другими «парадными» достопримечательностями, участвовала и странная пирамида из кирпича, стоящая на краю центрального кладбища. По всей вероятности, это старинный склеп-усыпальница.
Судьба этого уникального строения драматична. Оно сильно обижено сумчанами – и вовсе не тем, что его не включили в топ-7. Пирамида разграблена и обречена на постепенное разрушение. Но хуже всего то, что утеряна память о людях, некогда похороненных в ней. А ведь могильные памятники для того и устанавливаются, чтобы ныне живые помнили о живших когда-то! Сегодня склеп-пирамида даже не числится на балансе КП «Спецкомбинат», отвечающего за сумские кладбища. Его статус – «неустановленный объект».
Ищем «улики»
Верх металлической двери, запирающей вход в пирамиду, срезан, что дает возможность проникнуть в склеп. Видимо, раньше здесь промышляли кладоискатели. Возможно, именно они и сбили почти всю внутреннюю штукатурку – искали тайники. Но сегодня этим уже никто не занимается. Зато кое-кто воспринимает склеп как мусорный контейнер – внутри немало хлама. В общем, картина печальная. И, главное, никаких внешних зацепок, по-зволяющих сделать догадки о судьбе пирамиды. Кроме одной – виднеющейся на остатках штукатурки надписи: «Здесь были …мая 1904 года два безработных». Эта дата – фейк или правда? Во всяком случае, выглядит так, будто нацарапано давно. И если надпись не лжет, значит, склеп остался без присмотра уже к началу прошлого века, став пристанищем для низов общества.
Неподалеку от склепа между оград современных могил валяются останки старинных надгробий, на которых можно прочесть строки эпитафий. Значит, склеп – не единственный памятник в этой части кладбища, подвергнутый разорению.
Байки о склепе
Историки и краеведы не имеют точных сведений о сумской пирамиде. Те, кто работал в областном архиве, утверждают, что никаких документов на этот счет не сохранилось. Зато в СМИ и ТВ озвучиваются разные версии появления пирамиды. Например, что на момент строительства она находилась за пределами кладбища, а в таких местах раньше хоронили самоубийц. И в склепе якобы похоронили застрелившееся (утопившееся и т.п.) чадо кого-то из состоятельных сумчан.
Но есть и более обоснованные предположения. Первое – о том, что пирамиду возвел русский офицер, служивший в Африке и воочию видевший египетские пирамиды. Согласно второму, она построена местным масоном. Известно, что масоны много позаимствовали из египетской символики. Например, главный символ «вольных каменщиков» – это незавершенная пирамида, в верхней части которой находится «Всевидящее Око». Ее классическое изображение украшает долларовую банкноту. Сумская пирамида как раз имеет срезанную вершину и по круглому окошку-глазу на каждой из четырех сторон.
Основанием для обеих версий могут служить похожие пирамидальные усыпальницы, сохранившиеся в Полтавской области. Известно, что первую построил дипломат Игнатий Закревский, который не только служил в Египте (где, кстати, и умер), но, по утверждению историков, еще и состоял в масонской ложе. Вторая возведена морским офицером Александром Белевичем. Правда, был ли он в Египте и являлся ли масоном – это неизвестно.
Мода на Египет
С другой стороны, сумская пирамида может быть простой данью моде. А именно: после похода императора Наполеона в Египет (1798-1801) экзотическая культура этой страны стала неимоверно популярной в Европе. Возник т.н. «египтизирующий» стиль, ставший элементом стиля ампир. Состоятельные господа охотно заказывали архитекторам фигуры сфинксов, а также склепы и погреба в виде пирамид. Типичный пример – усыпальница любимой левретки императрицы Екатерины II в Царском селе (1772). В Севастополе есть пирамидальный Свято-Никольский храм (1870), а в Казани – памятник-усыпальница на месте захоронения русских воинов с расположенной внутри церковью Нерукотворного Спаса (1823). И… именно от нее ниточка тянется в Сумы! Ведь спроектировал казанскую пирамиду не кто иной, как Николай Федорович Алферов (предположительно 1777-1842) – представитель рода слобожанских дворян, произошедших из казацкой старшины. Уроженец села Бездрик Сумского уезда, он в юности много путешествовал по Европе, а затем осел в Сумах, где был предводителем местного дворянства. И очень многое говорит в пользу того, что склеп-пирамида – это творение именно архитектора Алферова. А именно…
Алферовский след
Открываем справочник «Сумщина в именах». Здесь приведен сделанный Николаем Алферовым в начале 1800-х рисунок под названием «Памятник в гроте». Мы видим на нем точно такую же пирамиду, какая стоит на кладбище, только украшенную античным портиком с колоннами (возможно, в Сумах он тоже был)! Составитель изданного в 1893 г. «Словаря русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч.» Николай Собко пишет, что этот и еще несколько рисунков Николая Алферова были переданы в музей Харьковского университета вместе с коллекцией гравюр, собранной его сыном Аркадием Николаевичем. А изначально рисунок был подарен автором близкому другу и наставнику Александру Палицыну, известному слобожанскому просветителю. Выйдя в отставку с военной службы, Палицын поселился на хуторе Поповка Сумского уезда. В его кружок, получивший название «Поповской академии» (или «Палицынской академии»), входил и Николай Алферов.
Судьба Николая Алферова уникальна и заслуживает отдельного исследования. Он был уважаемым человеком – недаром для финансовой поддержки его творческих путешествий организовывался сбор средств через всероссийские издания («Русский Вестник», «Вестник Европы»), недаром Александр Палицын именно ему завещал свое имение Поповку с богатой коллекцией произведений искусства. И недаром именно Алферову доверили такой ответственный проект, как усыпальницу для мощей русских воинов, погибших при взятии Казани. Этот памятник сохранился по сей день и считается самой значимой работой архитектора.
Подводя итоги
В общем, есть определенные основания предполагать, что автором сумской пирамиды является Николай Алферов. Если она была не только спроектирована, но и построена при его жизни, тогда она – чуть ли не старейший из сохранившихся памятников центрального кладбища! Для сравнения – строительство Петро-Павловской церкви было завершено в 1851 г. Хоронить же на этом месте начали еще в конце XVIII в. Именно давностью постройки может объясняться тот факт, что о ней не сохранилось никаких архивных документов.
Была ли пирамида задумана как семейная усыпальница одной из ветвей Алферовых или же являлась памятником кому-то еще? Неизвестно! Зато открывается простор для фантазии. Например, здесь могли быть похоронены герои войны 1812 г. Или… Но здесь лучше остановиться, ведь сказок о загадочном склепе и так хватает. Не хватает лишь заботы о нем. Чем бы на самом деле ни была эта постройка, нельзя отрицать, что она интересна и ее стоит сохранить для истории. А для этого ее нужно отреставрировать, что не так уж нереально. Кто возьмется за это?
Владимир Сурков, http://www.shans.com.ua/