Кто посчитает пассажиров в Сумах?
Как известно, после того, как в мае исполком повысил тариф на проезд в маршрутках до 4 грн., депутаты Сумского горсовета приняли решение, которым обязали отдел транспорта до 14 июля организовать работу по проведению исследования мобильности и пассажиропотока по каждому городскому маршруту.
Предполагалось, что результаты этих исследований в дальнейшем будут использованы для корректировки тарифов. Однако начальник отдела транспорта Сергей Яковенко не захотел брать на себя ответственность единолично выбирать, с какой организацией лучше заключить договор на проведение столь важного исследования, а потому решил вынести этот вопрос на рассмотрение депутатов. На заседании депутатской комиссии по вопросам ЖКХ и транспорта 31 августа С.Яковенко сообщил, что отдел обратился с предложением провести обследование пассажиропотока в СумГУ, Киевский политехнический институт им.Сикорского (КПИ), Харьковский национальный автодорожный университет (ХНАУ) и региональное представительство компании International finance corporation в Украине и Беларуси. Объем работы довольно значительный, ведь автобусных маршрутов в Сумах – 41, общее количество автобусов – 331, троллейбусных маршрутов – 15, в среднем в сутки на линии выходят 40 единиц. На предложение отозвались три вуза: СумГУ (70 тыс. грн.), КПИ (от 150 тыс. грн.) и ХНАУ (199,8 тыс. грн.).
По мнению С.Яковенко, выбирать нужно между СумГУ и ХНАУ. Однако у харьковчан более солидный опыт в такого рода исследованиях. СумГУ проводил их только раз в 2011 году по заказу горсовета, КПИ вообще не предоставил никакой информации об опыте проведения таких исследований. А ХНАУ проводил исследования пассажиропотока в Кропивницком, Александрии, Белой Церкви, Краматорске, Никополе, Хмельницком, Северодонецке.
– К тому же в СумГУ сомневаются в некоторых вопросах, которые я задавал их представителю на собеседовании, особенно что касается исследования в разрезе категорий пассажиров. А ХНАУ обеспечивает комплексное обследование: учет отличия спроса пассажиров на услуги по перевозке в рабочие дни и выходные, оценку объемов перевозок для каждого маршрута, использование специализированного программного обеспечения. Также дополнительно проводится анализ по категориям пассажиров: платные, льготники, пенсионеры, школьники и все остальные, по которым у нас установлена разная оплата за проезд. К тому же харьковчане, в отличие от СумГУ, – лица незаинтересованные, они приезжают со своими контролерами и будут считать то, что есть на самом деле.
По поводу последнего многие депутаты не согласились с мнением С.Яковенко. По их мнению, как раз наоборот – именно СумГУ заинтересован сделать эту работу как можно лучше для своей громады. С другой стороны, по словам депутата Геннадия Гризодуба, когда СумГУ проводил в Сумах исследования в первый раз, у АМК были сомнения по поводу объективности результатов. Они проводились выборочно, а не комплексно, поэтому как бы тут опять не наступить на те же грабли.
– Но ведь и ХНАУ будет проводить выборочное обследование, – возразила председатель комиссии Виктория Гробова. – Они будут проводить его в течение двух месяцев, а для того, чтобы посчитать правильно, для получения реальной картины, нужно проводить его в течение года. Ведь сезонность имеет большое значение в плане спроса на услуги перевозки. А как можно вывести общегодовой пассажиропоток по каждому маршруту, исследовав его в течение только двух месяцев? Каких месяцев? Если зимних – это одна картина, а летних – уже совсем другая. Летом у нас самый низкий пассажиропоток, осенью – самый высокий…
Оказалось, что С.Яковенко задавал этот вопрос представителю ХНАУ. У них для этого есть специальные коэффициенты для каждого сезона. Они берут осенний пассажиропоток, потом делают корректировку по этим коэффициентам на каждый сезон, после чего выводят средний общегодовой показатель. Колебания – до 5%. К тому же отдел изучил опыт других городов – нигде такие исследования не проводились в течение года, везде использовалась та же методика, что предлагает ХНАУ, в течение двух месяцев.
– Но вы уверены, что за два месяца у вас будет именно тот результат, который нам нужен? Или опять потом будет тысяча жалоб на то, что результаты недостоверные? – еще раз уточнила В.Гробова.
– Я лично связывался с Хмельницким. Работа ХНАУ их полностью удовлетворила, и все согласились, что это действительно реальные показатели – и по пассажиропотоку, и по мобильности и миграции населения, и они будут их учитывать в дальнейшем, в том числе и при расчете тарифов, и при корректировке схемы маршрутов, – ответил С.Яковенко.
Но, конечно же, депутатов не могла не смутить запрашиваемая харьковчанами цена – она самая высокая из всех предложений, при том что у СумГУ – самая низкая: 200 тыс. грн. против 70 тыс.
– А что общественные активисты по этому вопросу говорят? – поинтересовался депутат Дмитрий Наталуха.
С.Яковенко рассказал, что один из общественных активистов предложил установить на весь транспорт специальные приборы – электронные датчики, которые ведут учет всех входящих пассажиров. Но когда в отделе начали углубленно изучать этот вопрос, оказалось, что, во-первых, этот датчик работает только в специальной охранной системе МВД «Дрозд», которая лицензирована в Киеве и с помощью которой они ведут учет на своих объектах охраны. Во-вторых, есть и другие аналогичные датчики, которые ведут электронный учет пассажиропотока, но они не применяются для общего учета, а используются только в индивидуальном порядке, если кто-то из перевозчиков сам захочет его у себя установить.
– В коммунальном транспорте мы бы еще как-то могли эти датчики поставить. Но заставить всех частных перевозчиков в принудительном порядке установить их в своих автобусах мы не можем, у городской власти нет таких полномочий, это полностью противоречит всем законодательным нормам, – заявил С.Яковенко.
В итоге комиссия рекомендовала отделу отчитаться по этому вопросу на ближайшей сессии горсовета, где депутатский корпус и определится окончательно, с какой организацией лучше заключить договор на проведение вышеупомянутых исследований.
Антон Акулин, Ваш Шанс