В Сумах делают мультфильмы
Есть ли мультипликация в Сумах? К поиску ответов на эти вопросы подвигнул Международный день анимации. Он был учрежден в честь публичного представления движущихся картинок с помощью праксиноскопа художником и изобретателем из Франции Эмилем Рейно 28 октября 1892 г.
Наверное, ключевые здесь слова «публичное представление», поскольку праксиноскопу предшествовали другие технологии передачи рисованного движения. Наиболее древние из них упоминаются еще в китайских летописях за две сотни лет до н. э. Поскольку демонстрация движущихся картинок произошла за три года до первого киносеанса, то мультипликация старше кино. Но вот и кино появилось, а мультфильмы никуда не делись. Они пересели на кинопленку, на магнитную ленту, оцифровались, но по-прежнему вызывают восторг. Особенно у детей. Возможно, потому, что они органичны их игровому мироощущению.
Аниматория
Как говорит руководитель Сумской детской медиашколы «Аниматория» Елена Зеленская, «очень хочется все оживить». При этом она имеет в виду не только просмотр мультфильмов, сделанных чужими руками, но и создание собственных. В ее школе дети придумывают сюжеты своих мультиков, рисуют, лепят, вырезают декорации и действующих лиц, а оживляют их с помощью фотокамеры и компьютера. Игра в мультфильм – работа кропотливая и трудоемкая. Но дети ее делают с большим увлечением. Они не так терпеливы, как взрослые: если взрослый аниматор снимает две секунды фильма в день, детям нужно быстрее. В их секунде не 24 кадра, а 12. Движение их героев получается не столь совершенным, как у профессиональных мультипликаторов, и фильмы покороче, но в умении оживлять дети вполне могут потягаться со взрослыми. Может, поэтому взрослые мультипликаторы столь охотно работают с детьми.
Недавно ребята из «Аниматории» – Богдан Назарчук, Даша Угненко, Ангелина Князева, Олеся Попова и Маруся Завгородняя – приняли участие в немецко-польском проекте Phase-2021. Он проходил в польском городке Кудова-Здруй. Из-за карантина они не смогли туда поехать, поэтому работали удаленно, а снимали на рабочих столах «Аниматории». Проект включал в себя изучение различных технологий мультипликации, знакомство в этой связи с наиболее интересными фестивальными и учебными работами, создание собственного мультфильма и его обсуждение с профессионалами. Кстати, озвучивали мультфильмы, созданные ребятами, тоже профессиональные музыканты и «звукачи».
Первое задание проекта – так называемая цепочка. Ее делали ученики Сумской художественной школы Федор, Ангелина и Мария вместе со своим учителем Екатериной Барыкой. Что такое цепочка? «Последовательная трансформация одного предмета в другой, третий и т.д. по цепочке, – объясняет руководитель медиашколы Андрей Каткалов. – Организаторы проекта нам дали: начало – «сова», конец – «дракон». Переход от одного объекта к другому должен происходить как превращение начальной совы – в… паука, которого выбрал и нарисовал один из участников, от него – к хинкали, выбранному вторым участником, далее – к жабе третьего и т.д. Готовую цепочку мы высылаем в Польшу. У нас конечный – дракон, а у них – начальный дракон, а конечный – какой-нибудь, например, козел. Польша высылает цепочку в Германию. Там она испытывает дальнейшие трансформации. Конечный пункт всех превращений – название проекта».
Главный результат учебы – создание своего мультика. Богдан Назарчук создал фильм о важности чтения. Фильм получился забавным и не без морали. Даша с сестрой играла в мультфильм о котодраконе. Ангелина, Олеся и Маруся начали снимать мультфильм для людей с проблемами слуха. К их работе подключились ребята студии Ольги Шинкаренко из Киевского Дворца детей и юношества, которые создали для фильма эскизы в стиле Марии Примаченко. Получилась чудесная история о том, что главный орган слуха и зрения – сердце. Мультфильм будет с сурдопереводом. Завершенные работы отправились в Польшу, были озвучены и на пять лет стали собственностью проекта. Их будут показывать на фестивалях, выигранные там призы получат ребята. А пока участники проекта получили дипломы. Но главное – встали на ступеньку выше в освоении мультипликации и получили огромное удовольствие от творческой работы.
«Сейчас время многих ребят занято гаджетами, – говорит Елена Зеленская. – У нас же большая часть работа проходит без них – в головах ребят, в их живом общении. И это очень важно».
Игра в мультипликации и игра в мультипликацию
Известный режиссер, художник, сценарист мультипликационного кино Федор Хитрук говорил: «Если бы я как актер играл, допустим, того же Оле Лукойе, я бы сыграл этот образ, не думая о том, какие мне надо делать напряжения в ногах или в теле, для того чтобы сохранить центр тяжести, для того, чтобы мягко ступить ногой. Если же я играю эту роль как аниматор, я должен думать обо всем. Я должен думать, какие напряжения и расслабления происходят у него в этот момент в туловище. Больше того, я должен думать, как живет и болтается кисточка на его колпаке. Я же ее тоже должен сыграть». Нужны знания, наблюдательность и опыт, чтобы движение создавалось как бы само собой, что называется, кончиком карандаша. Далеко не каждый художник обладает таким карандашом, тем более это еще недоступно детям. Но если дети еще не могут играть мультфильм, то они могут играть в мультфильм. Нынешние технологические возможности позволяют это делать. Такой опыт есть у художницы Александры Садовской.
Лет десять назад она работала в областном центре внешкольного образования, в том числе и с малышами 5-6 лет. Дети лепили из пластилина, а мультики получались вот как: «Занятие было всего полчаса, и мы из того, что вылепили раньше, сочиняли какую-то историю. Потом я дома снимала с их пластилиновыми героями ролик и показывала им. И пока они его смотрели, я иногда записывала их комментарии. Потом снова собирала дома все в одно видео – уже с их голосами и музыкой. За год получалось штук пять коротких таких роликов.
Еще была группа детей постарше, но их было мало: два-три человека. С ними мы уже конкретно работали над мультфильмом: придумывали истории, рисовали, снимали и озвучивали. К сожалению, не все, что мы сняли с этой группой, сохранилось».
Мы видели мультфильмы, созданные Александрой Садовской, – замечательные творения! И они стали внутренним содержанием вылепленных ребятами зверушек, человечков, растений.
Александра Садовская делала и свои собственные мультфильмы. Получалось довольно интересно. Затем на какое-то время Сашиной главной работой стала – семья, маленький ребенок. Но сын растет, становится помощником. Пройдет немного времени, и, возможно, теперь уже вдвоем они станут сначала играть в мультипликацию, потом играть ее. Впрочем, кто знает, когда одна игра переходит в другую. Разве это не магия: все, к чему прикасается мультипликатор, оживает. Поэтому, наверное, многие предпочитают второе ее имя – анимация, что означает: одушевление. И снова дадим слово Федору Хитруку: «Я могу играть в одной своей роли человека, в другой роли буду играть пьяного воробья, в третьей роли я буду играть взбесившуюся подушку, а в четвертой роли я буду играть какого-нибудь хама – комод, например. Но любой персонаж для меня – это личность. Необычайно интересная. Она на какой-то момент возникает на экране с моей помощью. И я вижу в этом персонаже практически Вселенную».