Членам исполкома не понравились новые условия транспортного конкурса
10 декабря Сумской горисполком рассмотрел вопрос об организации конкурса по перевозке пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования на территории Сумской городской ОТГ.
Начальник отдела транспорта горсовета Сергей Яковенко объяснил, что этим решением принимаются общие условия для нового транспортного конкурса, который будет проведен после того, как закончится действие нынешних договоров с перевозчиками, то есть в 2022 году. Просто в текущем году были внесены существенные изменения в постановление Кабмина №1081, которым утвержден общегосударственный порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров. В связи с этим и возникла необходимость откорректировать условия на местах.
Что в новых условиях?
По словам С. Яковенко, в нашем проекте решения есть как общие условия конкурса, прописанные в постановлении Кабмина, так и дополнительные, которые по закону могут устанавливать органы местного самоуправления. К первым относятся, в частности, общие требования к транспортным средствам, с которыми претендент-перевозчик выходит на конкурс: автобусы должны соответствовать требованиям
безопасности, охраны труда, госстандартам, быть зарегистрированными согласно действующему законодательству, находиться в надлежащем техническом и санитарном состоянии, иметь двигатели, отвечающие нормам Евро-3 и выше по выбросам в атмосферу вредных веществ. Режим движения, количество, пассажировместимость и класс автобусов определяются организатором конкурса с учетом городской и пригородной маршрутной сети ОТГ отдельно по каждому объекту конкурса. Еще одно обязательное условие – это наличие у перевозчика ТС, приспособленных для перевозки людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Однако требования на этот счет заметно ужесточились. Если конкурс, как в нашем случае, будет проводиться после 1 января 2020 года, таких автобусов должно быть не менее 50% от общего количества машин на маршруте. Мало того, эти автобусы должны быть приспособлены в том числе для инвалидов по зрению, слуху и с поражениями опорно-двигательного аппарата, а также – предусматривать возможность оборудования внешних звуковых информаторов номера и конечных остановок маршрута, текстовых и звуковых систем в салоне для объявления остановок.
Дополнительные условия касаются трех моментов. Во-первых, как и прежде, перевозчик должен обеспечить работу подвижного состава на маршрутах по утвержденному графику и – обязательно – с 6.00 до 22.00. Кроме того, перевозчик обязан установить на каждый свой автобус, работающий на маршруте, GPS-оборудование, обеспечить его постоянное подключение и работоспособность и предоставить отделу транспорта доступ к GPS-данным для мониторинга работы автобусов в онлайн-режиме. В случае создания муниципальной системы мониторинга городского пассажирского транспорта перевозчик обязан беспрепятственно и бесплатно предоставить организатору информацию о названии сайта, логин, пароль и другие данные GPS-системы. Ну и третье дополнительное условие обязывает всех перевозчиков установить (на условиях, определенных организатором) на каждый автобус, работающий на маршруте, оборудование для автоматизированной системы учета оплаты проезда (валидаторы), обеспечить его постоянную работу, надлежащую эксплуатацию, ремонт, модернизацию и замену.
GPS преткновения
Интересно, что вопросы у всех членов исполкома возникли только по одному пункту – установке GPS-оборудования на автобусах частных перевозчиков для создания общегородской системы мониторинга общественного транспорта.
– Здесь прописано, что перевозчик обязан беспрепятственно и бесплатно предоставить организатору информацию о названии сайта, логин, пароль GPS-системы и т.д. Но мы ведь уже говорили, что если мы хотим мониторить транспорт и это будет наше требование, наша система, наши расходы, то никаких вольностей с сайтами и паролями быть не может, – сказал секретарь горсовета Андрей Баранов. – А так, как это прописано сейчас, мы единой системы мониторинга транспорта не получим. У вас будет, к примеру, десять перевозчиков и десять систем GPS-контроля, и вам нужно будет из каждой брать информацию и сводить ее в кучу для ежедневных отчетов.
С. Яковенко попытался объяснить, что программное обеспечение в любом случае будет стоять в отделе, а GPS-датчики (трекеры) будут установлены на автобусах перевозчиков и они должны передавать информацию. Поэтому в условиях конкурса и прописывается, что перевозчики обязаны предоставлять отделу все эти данные, а как же иначе их можно будет получить?
– Но если создается муниципальная система, почему тогда сразу и трекеры не закупить за бюджетные деньги и установить их на автобусах перевозчиков, чтобы они к ним вообще никакого отношения не имели? – предложил член исполкома Виталий Моисеенко. – В конце концов, сколько стоит этот трекер? Это же копейки!
Но С. Яковенко возразил, что в горбюджете не предусмотрены средства на такие цели. На 2020 год заложено всего 612 тысяч на создание самой системы мониторинга.
– И если это будет наше оборудование, мы должны будем обслуживать его и поддерживать в надлежащем состоянии. А как вы себе это представляете на автобусах частных перевозчиков? – удивился член исполкома Эдуард Кучменко. – Я считаю, лучше, чтобы это все же было оборудование перевозчиков и они сами его обслуживали.
– Но в том-то и проблема, что если это оборудование перевозчиков, то очень часто оно у них то сломалось, то нет сервиса, то еще какая-то техническая проблема, и мы не получаем информацию, – стоял на своем А.Баранов. – Я просто предлагаю прописать в условиях договора, что, как без колес не может выехать автобус на маршрут, так и без GPS. То есть если не работает GPS, то он вообще не выезжает. Ну, и прописать условие о том, что перевозчик обязуется подключиться к городской системе мониторинга транспорта.
Пытаясь найти компромисс, советник мэра Виктор Волонтырец напомнил всем членам исполкома, что это только общие условия, предусмотренные постановлением Кабмина. Когда же у нас будет объявлен конкурс, будут обнародованы условия по каждому объекту, и те моменты, о которых шла речь сегодня, можно включить в эти условия – сам же исполком и будет их утверждать. Поэтому он предложил все же принять это решение как есть. Если этого не сделать сейчас, то отдел транспорта не сможет провести конкурс на некоторые маршруты, так как старые условия уже не соответствуют законодательству.
А такие свободные маршруты, которые сейчас не работают, как раз есть. Это 25-й и 9-й маршруты, а также новые маршруты №64А и №67, которые сейчас обслуживает «Электроавтотранс» по временным договорам, но они уже заканчиваются.
Однако А.Баранов все же предложил перенести это решение на внеочередное заседание исполкома и доработать его. В этот момент на заседании наконец появился мэр, которого не было в начале, и, услышав, о чем спор, заявил:
– Я считаю, что мы не должны за бюджетные средства устанавливать оборудование на частном транспорте. Да еще потом его и обслуживать! В коммунальном транспорте – да, это понятно, в частном – нет. Я предлагаю, чтобы система была наша, а устанавливают трекеры на частном транспорте пусть сами перевозчики.
Таким образом, после вмешательства мэра обсуждение вернулось к тому, с чего и началось. И, поскольку мнения по поводу того, за чей счет должны устанавливаться трекеры на частные автобусы, разделились, в итоге решено было таки снять проект решения на доработку.
shans.com.ua