Ремонт бесхозных сетей в Сумах хотят повесить на убыточный “Горводоканал”
Сумская инфраструктура почему-то хочет переложить эти расходы на убыточный водоканал.
Департамент инфраструктуры Сум хочет внести изменения в решение горсовета от 26 сентября 2018 года, которым были приняты в коммунальную собственность бесхозные внешние водопроводные и канализационные сети, расположенные на территориях учебных заведений города.
Согласно этому решению, департаменту было поручено после зачисления сетей в собственность города взять их на баланс, отремонтировать, а уже после этого передать в хозяйственное ведение и на баланс КП «Горводоканал».
При этом предварительно нужно провести инвентаризацию этих сетей, оценку их состояния, определить уровень изношенности, составить дефектные акты и, конечно же, как уже было сказано, провести текущий или капитальный (по необходимости) ремонт. Все это должен был сделать департамент инфраструктуры в процессе принятия сетей на свой баланс и до того, как передать их на дальнейшее текущее обслуживание водоканалу. Как, в принципе, и предусмотрено действующим законодательством.
Но вместо этого департамент инфраструктуры инициировал внесение изменений в решение от 2018 года с тем, чтобы упомянутые бесхозные сети были сразу, напрямую, переданы на баланс КП «Горводоканал», без «захода» в департамент. Естественно, водоканал категорически не согласился с такой инициативой.
По информации и.о. директора КП «Горводоканал» Иосифа Тысивского, предприятие не может взять на свой баланс бесхозные сети без их предварительного обследования и ремонта за счет горбюджета. Ведь такие расходы не заложены в действующих тарифах на воду и водоотведение, а брать их себе в убыток руководитель КП не имеет права по закону.
Свои возражения по этому вопросу И. Тысивский направил членам депутатской комиссии по вопросам комимущества и законности горсовета. Он напомнил депутатам, что деятельность КП «Горводоканал» и так убыточна по не зависимым от предприятия обстоятельствам: это и долги государства по разнице в тарифах, и несвоевременное рассмотрение тарифов НКРЭКУ, и низкая платежеспособность населения, которая еще сильнее усугубилась в последнее время из-за карантина. Уровень оплаты от населения составляет в среднем около 70%. Этих средств водоканалу не хватает даже на оплату электроэнергии и уплату налогов, из-за чего оно вынуждено постоянно обращаться за финансовой помощью к городу. Что уж говорить о расходах, которые предприятие понесет в связи с принятием в хозяйственное ведение и на баланс бесхозных сетей, – покрыть их вообще нечем.
Профинансировать ремонт бесхозных сетей за счет инвестиционной программы водоканала, по словам И. Тысивского, тоже невозможно. Дело в том, что инвестпрограмма выполняется за счет амортизационных отчислений с основных фондов в структуре тарифа. А поскольку основные фонды (водопроводы, коллекторы и т.п.) у нас изношены на 40-50%, то размер финансирования получается весьма ограниченным – в течение последних трех лет он не превышает 15 млн. грн. на год. В связи с этим НКРЭКУ согласовывает только те мероприятия инвестпрограммы, которые имеют глобальное значение для всего города, то есть – для обеспечения стабильного водоснабжения и водоотведения. Это значит, что ремонтируются в основном самые аварийно опасные участки магистральных водопроводов и коллекторов, а также меняется оборудование на водозаборах, КНС и очистных сооружениях.
Именно поэтому водоканал настаивает на том, чтобы решение по бесхозным сетям от 2018 года осталось в своей первоначальной редакции и департамент инфраструктуры выполнил все, что ему поручено этим решением, а не перекладывал ответственность и расходы на убыточное коммунальное предприятие. И теперь этот вопрос зависит от депутатов горсовета, поскольку проект решения о внесение изменений в решение от 2018 года департамент уже подготовил и обнародовал.