Ремонтировать аварийный Харьковский мост в Сумах никто не собирается
День города – отличный повод остановить ежедневный бег «дом-работа-школа-магазин-дом» и оглядеться: где и как мы живем? Насколько у нас красиво и безопасно, есть ли что показать гостям, кроме развлекательных заведений?
К сожалению, результаты такого изучения Сум «глазами приезжего» редко радуют. Даже на самых красивых и многолюдных улицах с презентабельными зданиями обязательно соседствуют развалины и недострои, лужи на перекошенной плитке, местами не выдержавшей и двух лет, разлетающийся из неогражденных баков мусор, и не только.
Вот, например, мост через Псел – главная транспортная артерия города, соединяющая ул. Харьковскую с центром Сум. Здесь всегда многолюдно, особенно в праздники, ведь с одной стороны моста – торговый центр, на площадке которого часто проводятся городские мероприятия, а с другой – городской парк. Это место, кажется, создано для пешеходных прогулок, во время которых сумчан и гостей города так и тянет постоять, облокотившись на перила и рассматривая движение воды внизу. Но именно это простое и естественное желание является прямой угрозой для жизни.
Еще в 2011-м году чугунные секции ограждения и стойки их крепления были признаны аварийными. Их собирались заменить пластиковыми, связались с проектным институтом и… все. Денег на замену ограждений хотя бы с одной стороны в горбюджете не нашлось. Ограждение добросовестно продержалось еще несколько лет, потихоньку растрескиваясь и приходя в полную негодность.
Весной и в начале лета прошлого года сумские активисты начали бить тревогу – состояние перил было откровенно угрожающим, основание креплений некоторых секций и балки, в которые вставлялись мелкие элементы ограждения, грозили катастрофой в любой момент. Но опубликованные в соцсетях видеоролики остались гласом вопиющего в пустыне и не вызвали никакой реакции со стороны власти и коммунальных служб, хотя падение ограждений представляло смертельную угрозу.
Всего через месяц, в июле, гром таки грянул – когда компания молодых людей облокотилась на перила, две секции полетели вниз. И только настоящим чудом можно объяснить то, что парни не полетели следом, а успели отскочить от края моста. Тогда департамент инфраструктуры города сначала попытался объяснить ЧП «действиями неизвестных лиц», но, когда упавшие секции были подняты из Псла, все-таки признал, что они «разрушены временем». Поскольку на конец года все равно была запланирована экспертиза моста, которая должна была дать ответ на вопрос о необходимости текущего или капитального ремонта, на место упавших и окончательно разрушившихся от удара секций ограждения установили временную конструкцию, сваренную из труб. Директор «Дорремстроя» Александр Вегера предлагал установить на место недостающих секций ограждение с путепровода на Харьковской, которое все равно было на 50% разобрано и требовало замены. Никто не возражал, но решили все-таки подождать выводов экспертов.
Экспертиза была проведена НПП «Строительная наука» в ноябре. 19 ноября на аппаратном совещании в мэрии экс-директор департамента инфраструктуры Григорий Яременко сообщил, что эксперты признали мост на Харьковской ограниченно работоспособным и отвели ему около полутора лет эксплуатации до ремонта. Поэтому необходимо было заложить в бюджет 2019 года средства на проектно-сметную документацию и ремонт моста.
В следующий раз этот вопрос был поднят в апреле. Как выяснилось, на разработку проектно-сметной документации горбюджет заложил 300 тыс. грн., но найти организацию, готовую выполнить работу за эту сумму, департаменту инфраструктуры не удалось – кто-то просил 700 тысяч, кто-то – больше миллиона. В итоге было принято решение выставить это задание на ProZorro – вдруг кто-то согласится сделать проект за 300 тыс.?
Больше в коридорах власти словосочетание «Харьковский мост» не звучало. День города мост встретил с облезлыми желто-синими растрескавшимися перилами, среди которых сияет металлом и простецким видом «временная» конструкция – как водится, превратившаяся в постоянную. При взгляде на толпы людей на мосту становится откровенно не по себе. Чего же мы ждем? Будет здесь хоть что-то делаться?
На этот вопрос ответил и. о. директора департамента инфраструктуры Сумского горсовета Виктор Павленко:
– Мы провели обследование – этот мост в целом не аварийный. Да, в некоторых местах шатаются перила. Если бы мост был аварийным – его бы перекрывали, срочно выделяли средства. Но там нет ничего вопиющего – нужно только покрасить временную конструкцию. Мы каждый год планируем восстановление мостов, но выделять на это средства должен горсовет, и, к сожалению, не всегда есть финансы. Сейчас недофинансирование бюджета составляет 93 млн. грн., на конец года ожидается 120, остаются открытыми много вопросов социальной защиты… Мы будем вносить предложения в бюджет на следующий год – в том числе и по поводу моста.
Нетрудно заметить, что мост, год назад признанный ограниченно работоспособным с конкретным сроком эксплуатации, внезапно превратился во вполне пригодный для эксплуатации. Однако хотелось бы все-таки понять: кто будет нести ответственность в случае очередного обвала секций – а если с человеческими жертвами? Ведь ограждение моста не становится ни новее, ни крепче – оно точно так же может в любой момент полететь в воду с 10-метровой высоты от «разрушения временем». Неужели необходимо дождаться именно этого? Как объяснить, что у города есть средства на укладку некачественной плитки, ежегодные «ямочные» ремонты одних и тех же дорог, переделку свежеустановленных, но не пригодных к использованию остановок, бесконечные и бестолковые реконструкции «Авангарда», повышение зарплат и премии чиновникам, сомнительные культурные проекты – и нет на то, от чего напрямую зависят человеческие жизни? Может, подготовку к празднествам стоило бы начинать именно с таких вопросов?
Кстати, отведенные мосту полтора года истекут уже в мае 2020-го.
shans.com.ua