В борьбе с транзитными фурами селяне идут на крайние меры
Жители села Обложки Глуховского района, что в километре от международной трассы Киев – Москва, уже дважды блокировали проезжую часть, чтобы многотонники не ездили через их населенный пункт. Фургоны выстраивались в очередь, на место события приезжала полиция, селян пугали наказанием и разгоняли.
Ну а жители Обложек, устав добиваться справедливости, обивая пороги РГА и Березовской территориальной громады, в которую они вступили еще в декабре 2015 года, обратились в редакцию и пригласили корреспондента. Депутат сельсовета Владимир Науменко объяснил ситуацию: «Село находится рядом с трассой международного значения. Поэтому сельскохозяйственные фургоны, сокращая путь, едут прямо по улицам Обложек. Но центральная дорога не рассчитана на такой вес, она разрушается, от вибрации в домах трещат фундаменты, отпадает штукатурка со стен. А ведь по постановлению Кабмина полный вес транспортных средств, которые могут ездить по дорогам местного значения, не должен превышать 24 тонны. Автомобили же с зерносклада в с. Полошки, едущие на трассу Киев – Москва через Обложки, весят более
60 тонн! За сутки через наше село проезжает порядка 10 фур! Можете себе представить, какой ущерб они наносят населенному пункту, дорогам, строениям и частным домам?! А центральный мост и вовсе угробили! Он построен еще в 1980 году, и за это время ни разу не ремонтировался. Мало того, что от времени он пришел в негодность, так еще и эти многотонные машины ускорили процесс: сейчас на мосту появились огромные выбоины. Состояние его таково, что по нему уже не рискует проезжать единственный рейсовый транзитный автобус. Кроме основного моста, есть у нас еще и маленький мостик, который тоже практически разрушен. Он вот-вот завалится, и тогда часть села будет отрезана от мира. Туда не смогут добраться ни почта, ни поставщики продуктов в магазин, ни скорая помощь, ни сами местные жители. А недавно от груза лопнули две подземные трубы на плотине, и вода бурным потоком пошла под землей, в результате чего та провалилась, блокировав движение транспорта и людей в часть села и обратно». По словам депутата, он обивает пороги различных инстанций, добиваясь справедливости. Однако дело никак не сдвинется с мертвой точки.
В декабре 2015 года Обложки вступили в Березовскую территориальную громаду, а ее руководство не спешит спасать населенный пункт от беспредела транзитных фургонов. Да и дороги не собирается пока ремонтировать, потому что на данный момент все средства уходят на объекты в других селах.
Собеседник показал кучу письменных обращений, которые за подписью жителей села были направлены начальнику Глуховского ДЭУ Василию Пугачу и директору ООО «Велетень» из с. Полошки Надежде Вайло. Ответов от них не последовало. Единственный, кто отреагировал на обращение обложковцев, – Служба автодорог Сумской области. Они внимательно изучили вопрос ремонта моста на автодороге Глухов – Слепород – Обложки (Кипти – Глухов – Бачевск). Он входит в сеть дорог общего пользования местного значения Сумской области (длиной 24,65 м, габаритом 8 м) и действительно требует ремонта. Ориентировочная стоимость работ – 150 тыс. грн. Служба автодорог проинформировала, что местные советы могут рассмотреть возможность выделения средств из местных бюджетов на ремонт дорог и мостов, важных для территориальных громад, а также привлечь предприятия и хозяйства, работающие на данных территориях и пользующиеся дорогами. В текущем же году Служба не может выделить деньги на софинансирование этого моста из госбюджета. А вот выступить в качестве заказчика проведения техосмотра – может. Опять же, при наличии определенной суммы на этот ремонт.
Однако этот ответ не решает проблему, ведь средства никто не выделяет. Начальник управления ЖКХ Березовской громады Сергей Конозобко рассказал нам, что проблема с дорогой и мостом – это замкнутый круг, который никак не разорвать: «Дорогу пока нельзя ремонтировать, потому что она не стоит на балансе громады. Вопрос передачи на баланс – не наш, поэтому от нас ничего не зависит. Директоров хозпредприятий волнует лишь, чтобы фуры выехали за ворота их фирмы, остальное – не их проблемы. А заложниками обстоятельств оказываются, как всегда, простые люди, жители Обложек». Архитектор громады Василий Понырко добавил, что не так давно в селе были установлены ограничительные знаки, запрещающие зерновозам с весом более 5 тонн на ось проезжать по населенному пункту. Но этот вариант не прошел: на глаз определить вес грузовика невозможно, а купить весы – дорого.
Со своей стороны, Василий Пугач, возглавляющий Глуховское ДЭУ, пообещал дороги отремонтировать, но – в порядке очереди. Такое заявление вызывает лишь негодование местных жителей. Отчаявшиеся обложковцы грозят в третий раз перекрыть дорогу, лишь бы привлечь внимание общественности и заставить власть отреагировать.
Старший участковый инспектор Николай Лукьяненко объясняет, что автомобили ничего не нарушают, поскольку знак ограничения стоит у въезда в Обложки со стороны Глухова. А со стороны международной трассы его нет. Откуда водителям знать о том, что им нельзя туда двигаться? А вот люди, перекрывавшие проезжую часть, являются нарушителями закона. Причем блокирование дорог – уголовно наказуемо. Речь идет о ч.1 ст.279 УК Украины (блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий), предусматривающей наказание в виде штрафа от 50 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до 3 лет.
В конце концов помогли обложковцам правоохранители. «Мы выезжали на дорогу, останавливали грузовики и чисто по-человечески просили водителей ездить в обход Обложек, – говорит Н.Лукьяненко. – Пока что договоренность соблюдается». Это нам подтвердили и в Березовской ОТГ. Правда, надолго ли – неизвестно.
Оксана Ковалева, Ваш Шанс