Вернут ли туристические операторы сумчанам деньги из-за коронавируса?
Те, кто привык планировать свой отпуск заранее, заказывают турпутевки за три, а то и за четыре месяца до поездки. Но сегодня, когда объявлен карантин, это сыграло с туристами злую шутку – вернуть деньги за оплаченный тур будет очень и очень сложно. Что делать в таком случае и кому предъявлять претензии?
Большинство туристов, заказывая путевку, не задумываются о том, кому в конечном счете они платят деньги. Большинство делают заказ через турагентства – посредники между туристом и туроператором, так как 90% туроператоров не работают напрямую с клиентами. Турагентства подбирают путевки, дают консультации, оформляют документы для поездки и перечисляют туроператору деньги за тур, за что от него получают определенный процент.
Что говорит закон?
Возвращать деньги в случае аннулирования тура должен именно туроператор, а вот передать ваше заявление обязано турагентство – именно такой порядок прописан в ЗУ «О туризме». Подтверждает это и ст.295 Хозяйственного кодекса Украины, в которой говорится, что турагентство выполняет функцию посредника и действует от имени, в интересах, под контролем и за счет туроператора.
Турагент в таком случае ответственности не несет.
Ст.20 Закона определяет случаи, когда из-за невыполнения, ненадлежащего выполнения туристического договора туроператор не несет ответственности перед туристом. Один из таких случаев – наступление форс-мажорных обстоятельств или событий, которые туроператор (турагент) не мог предусмотреть. Введение карантина и ограничение авиасообщения из-за распространения пандемии коронавируса как раз и является форс-мажорным обстоятельством. Так что компенсация туристу не положена. Конечно, можно подавать в суд, но шансов выиграть дело – мало.
Туроператоры и авиакомпании могут получить в Торгово-промышленной палате Украины справку о том, что коронавирус является форс-мажором и именно это помешало предоставить услугу. Каждый отдельный туроператор должен обращаться лично для получения такой справки. Но и несостоявшемуся туристу отчаиваться не нужно. Хоть из-за форс-мажора туроператор не обязан возвращать ваши деньги, это не освобождает его от выполнения своих обязательств. Это означает, что в будущем, когда пройдет карантин, туроператор должен предоставить услугу в полном объеме.
Что делать туристу?
Не тратьте нервы и время и соглашайтесь на перенос поездки. Причем вы можете выбрать другую страну и, возможно, получить тур на более выгодных условиях. Ведь выжившим турфирмам нужно будет привлекать клиентов. Многие туроператоры просят туристов не настаивать на аннуляции тура с возвратом уплаченных средств и предлагают перебронировать туры на другой период на любое доступное для бронирования направление. В таком случае денежные средства по предварительной заявке будут в полном объеме зачислены на новую.