Сумчанин – о своем визите на фестиваль индейской культуры в Америке
Наш бывший земляк Денис прислал весточку из Канады, куда он переехал жить четыре года назад. Этим летом украинский мигрант побывал на индейском празднике пау-вау в окрестностях Торонто и решил поделиться с нами своими впечатлениями.
– В детстве я зачитывался романами Фенимора Купера, и познакомиться с бытом и обычаями краснокожих жителей Северо-Американского континента было моей давней мечтой. В Канаде сейчас насчитывается более 732 тысяч индейцев, но в повседневной жизни их встретишь нечасто, в основном они обитают в резервациях. Поэтому, узнав о фестивале пау-вау (название произошло от индейского слова powwaw, означающего «духовный лидер»), я отправился в Торонто. Такие фестивали индейской культуры проводятся по всей Америке ежегодно с началом весны и очень популярны у коренного населения, да и у туристов тоже. В каждой местности – свои правила, но объединяет эти мероприятия то, что на них съезжаются представители разных племен, проводятся конкурсы национальных танцев и ярмарки. К резервации племени кри, где объявили фестиваль, я добирался по проселочной дороге, которая очень напоминает украинские – среди полей и лесов, только покрытие получше. Попутно двигалось много машин, так что скука мне явно не грозила. При въезде в резервацию я заметил рекламный щит с надписью POW WOW, сделанной от руки, и каким-то текстом помельче.
Резервации – это земли, которые были закреплены за индейцами в качестве их охотничьих территорий. Размер резерваций устанавливался в расчете 1 кв. миля (260 га) на семью из пяти человек. Чем больше людей было в племени, тем большая территория им полагалась. Кроме того, вождь получал в дар 25 долларов на деловой костюм, а каждый член общины – 12 долларов на личные расходы, индейцам-охотникам полагались также ежегодные поставки небольшого количества пороха, пуль и другого снаряжения, а тем, кто занимался земледелием, выделялись сельхозинвентарь, скот и семена. Так было в прошлом. Но и сейчас размеры материальной помощи коренному населению ненамного увеличились, несмотря на инфляцию. Правда, они освобождены от налогов и могут свободно продавать то, что добывают, выращивают или изготавливают. По сути, резервации – миниатюрные офшорные зоны, во многих из них открыты казино, и они работают, не платя налогов.
Но вернемся к празднику. Проходил он на лоне прекрасной, почти девственной природы, с которой лишь слегка диссонировали на скорую руку установленные временные трибуны для зрителей и прилавки для торговли. Пространство было организовано в виде несколько больших кругов. В центре – танцевальная площадка, рядом располагалось жюри, барабанщики, танцоры и их семьи. Дальше – места для корреспондентов и зрителей, за ними торговые ряды, где можно купить еду, сделать татуировку, приобрести украшения, сувениры, кожаные изделия и прочее. Начался фестиваль ровно в полдень с выноса флага Канады и флага фестиваля, а также торжественного выхода участников в национальном облачении. Костюмы очень красочные, расшитые орнаментом и разноцветным бисером, украшенные перьями! Причем перья у некоторых индейцев были не только на голове, но и в районе поясницы, расположенные веером, от чего их обладатели немного напоминали павлинов, распустивших хвосты. Я обратил внимание, что многие краснокожие носят очки, которые совсем не гармонируют с их самобытными нарядами. В первом ряду шли старейшины и ветераны. Индейцы ведь всегда были воинами. Начиная от стычек между Англией и Францией времен колонизации Америки и до современных конфликтов. (Кто помнит фильм «Текумзе» с Гойко Митичем – это реальный герой, сражавшийся в этих краях.) Потому ветеранов индейцы почитают особо.
Когда барабан угощают табаком?
Зазвучали барабаны. Каждое племя, участвовавшее в празднике, привезло свой барабан и свою легенду о том, как его обрело. Барабан – это дух племени! Он важнее флага! Покуда слышен бой барабана, земля не умрет – так говорят индейцы. Кстати, женщин к игре на барабане не допускают. Этот музыкальный инструмент изготовляют из куска древесного ствола или вырезают из жестяного бочонка, затем для придания басового тона с обеих сторон туго обтягивают воловьей, бизоньей или оленьей кожей. Своей округлой формой он символизирует Вселенную, а рождаемый им ритм – ее сердцебиение. Барабану преподносятся дары, его даже «угощают» табаком – настолько этот инструмент почитают индейцы!
И вот на одном из таких барабанов начали отбивать ритм вступительной песни. Возможно, вам приходилось слышать имитацию индейских песен в кино. На первый взгляд, это несколько заунывное чередование однообразных возгласов и звуков. Но, сливаясь вместе, они способны ввести человека в транс! Индейцы придают этому действу сакральное значение, его запрещено фотографировать и снимать на видео. Певцы пау-вау – очень важные фигуры в индейской культуре, без них невозможен праздник. Поскольку песен очень много и у каждого племени они звучат на своем наречии, то, дабы главная песнь была понятна всем, ее зачастую поют вообще без слов!
Потом в центральный круг стали заходить танцоры и исполнять ритуальные танцы. Сначала мужчины, затем женщины и дети. Движения имитировали сцены охоты, повадки животных, но в основном состояли из подпрыгиваний, притопываний и вращений вокруг своей оси. Как для непосвященного – ничего сложного. Но истинные ценители, несомненно, различали тонкости исполнения. Танцевальный конкурс оценивало жюри, и победителям вручили денежные призы. Из 350 участников сначала отобрали двадцатку лучших, а из них уже призеров. Победителю досталось 400 долларов, обладателю второго места – 300, третьего – 200. Еще один поощрительный приз в 100 долларов получил танцор, вышедший на четвертое место.
Затем начались различные состязания – в стрельбе из лука, метании копья, топориков, демонстрация племенных обрядов. Все это затянулось до позднего вечера. Бывает, что пау-вау длится несколько дней и даже целую неделю! Весь день на территории фестиваля работала и ярмарка, где продавались индейские поделки – украшенная орнаментом кухонная утварь, кожаные мокасины, сшитые вручную, фигурки зверей, вырезанные из дерева или сделанные из глины, одежда, головные уборы из перьев (я не удержался и купил себе один), разукрашенные черепа бизонов, а также множество шкурок ондатр, енотов, бобров, лисиц и других пушных зверьков, привезенных индейскими охотниками со всех уголков страны.
Индейские изыски
Удалось мне попробовать и некоторые блюда индейской кухни. В частности, пеммикан – сушеное бизонье мясо, своеобразный индейский вариант «консервов», который удобно использовать в походах. У каждого племени свой рецепт его приготовления. Мне рассказали такой. Берется свежее мясо (вырезка без жира), измельчается, сушится на солнце или на медленном огне и растирается в порошок. В него добавляются тертые сухофрукты, например чернослив, и топленое сало, специи, соль. Эта масса прессуется несколько дней под грузом в тепле. За это время излишки жира вытекают, и получается твердый продукт, который долго не портится. Он вкусный и сытный. А заедал я его тыквенным хлебом.
В старые времена индейцы делали такой хлеб только зимой, так как для изготовления нужен мороз. Но сейчас, когда есть холодильник, это не обязательно. Варится пюре из свежей тыквы, в него добавляют подсолнечное масло, муку, сахар (раньше вливали дикий мед или кленовый сироп), немного горячей воды. Из полученного теста лепят лепешки и выносят на мороз или помещают в холодильник. Потом режут их на части, скручивают в колбаски сантиметра 4 толщиной, еще раз охлаждают, и они становятся пригодны для длительного хранения. Перед употреблением эти колбаски поджаривают.
Индейцы никогда не были вегетарианцами, но и не убивали животных без необходимости. Ирокез, например, ни за что бы не поднял руку на оленя моложе одного года, тем более на самку. Перед охотой они молились лесным духам и танцевали, заранее прося у животного прощения за то, что должны отнять его жизнь. Внутренности жертвы всегда оставляли для хищников, которых считали своими меньшими лесными братьями. Для индейцев важна была не только еда, но и посуда, из которой ее употребляли. Ложки они делали из кости, рога или благородных пород деревьев.
А еще я узнал, как мастерили индейские каноэ. Оказывается, их выдалбливали из цельного ствола дерева и на работу уходило несколько месяцев. Зато потом получалась легкая и прочная лодка, способная преодолевать самые бурные реки. Это плавсредство после XIX века было почти забыто. Но в последние годы интерес к нему возрождается. На полуострове Ванкувер сейчас даже проводят соревнования в гребле на боевых индейских каноэ.
Обмен дарами
Когда-то был популярен еще один индейский праздник. Назывался он потлач – церемония обмена дарами. Вожди и племенная знать, дабы продемонстрировать свое величие и пренебрежение к богатству, материальным ценностям, раздаривали гостям и даже недругам то, что накапливалось месяцами, а то и годами: одеяла, которые у индейцев были своего рода валютой, меха, шкуры, предметы домашнего обихода, лодки, запасы продовольствия… Наиболее ценные вещи, в том числе золото, часто просто выбрасывались в реку или в море. За день запросто могли спустить имущество стоимостью в сотни тысяч долларов! Зато потом об этом помнили и рассказывали годами, что укрепляло авторитет племени и вождей. Потлач был широко распространен вплоть до начала XX века, после чего власти его запретили по причине крайней разорительности. Однако он характеризует менталитет этого народа. И сейчас начинает потихоньку возрождаться в более умеренной форме – как попытка избавиться от гнета вещей в современном мире, как демонстрация приоритета чести и духовности над материальными благами.
Как живут аборигены?
Я общался с несколькими индейцами, и они показались мне спокойными и доброжелательными людьми. Никакой агрессии с их стороны не чувствовалось. В этой связи хочу привести индейскую мудрость, которую здесь услышал. В каждом человеке живет два зверя, добрый и злой, они постоянно борются между собой. Побеждает тот, которого больше кормишь. А некоторые индейские девушки с их матовой бронзовой кожей и магической темнотой глаз произвели на меня впечатление! Я не встретил здесь пьяных и обкуренных. Хотя, говорят, в других резервациях таковых хватает. Индейцы больше склонны к алкоголизму, чем европейцы, – такова особенность их организма. А поскольку качество жизни в большинстве резерваций оставляет желать лучшего и там очень низкая занятость, аборигенам ничего не остается, как искать утешения в «огненной воде». Многие индейские деревни переполнены, в домах из четырех комнат живут по 15 человек! Есть жилища, кишащие клопами, на стенах – плесень, а выбитые окна завешаны одеялами. Индейцы испытывают нехватку пригодной для питья воды, лекарств и чаще белых страдают тяжелыми недугами, в частности онкологией. Нередки случаи, когда из резерваций пропадают молоденькие девушки, а в подростков стреляют фермеры, когда те нечаянно забредают на их угодья. Полиция не особенно старается расследовать такие дела, да и сами индейцы не любят видеть стражей правопорядка на своей земле. А насильникам и убийцам это только на руку. По данным канадской Ассоциации женщин из коренных народов, за последние 30 лет в стране были убиты или пропали без вести более 4000 представительниц местных племен. А всего за время покорения Северной Америки истреблено более 30 млн. ее коренных жителей! Кстати, лишь в 80-е годы в Канаде отменили так называемую «политику ассимиляции», когда индейских детей принудительно забирали у родителей и отдавали в приемные семьи или в интернаты. Делалось это якобы для того, чтобы приобщить их к полноценной жизни в современном обществе. Хоть Канада пользуется репутацией страны, максимально дружелюбной к мигрантам и людям разных культур, отношение к настоящим хозяевам этой земли, коренным народам, до сих пор остается предвзятым. Глава правительства Джастин Трюдо пообещал решить проблемы индейцев, но пока из 94 намеченных пунктов выполнено только 10.
shans.com.ua