НБУ запретил навязывать работникам зарплатные карточки конкретного банка
Нацбанк собрался бороться с “зарплатным рабством”, войну с которым в конце 2019 года анонсировал премьер-министр Алексей Гончарук.
Проблема в том, что людей силком загоняют на получение зарплат (на карточки) в банки, указанные их предприятиями. Регулятор сделал первый шаг, чтобы ее решить: разослал по банковской системе письмо, в котором потребовал обеспечить выплату зарплат украинцам на счета выбранных ими банков. Выбранных именно людьми, а не работодателями.
В НБУ уверены, что это возможно сделать после того, как наша страна перешла на международный стандарт нумерации банковских счетов IBAN.
“С введением в Украине международного номера банковского счета (IBAN) клиент банка (работодатель) имеет возможность формировать реестр на зачисление заработной платы работникам предприятия (организации, учреждения) с указанием номера счета работника по стандарту IBAN, в том числе на счет, который работник открыл в банке по собственному выбору”, – говорится в письме Национального банка №57-0007/67106 (“Относительно усовершенствования порядка выплаты заработной платы”), оказавшемся в распоряжении “Страны”.
В нем НБУ подчеркнул право каждого работающего гражданина на выбор банка, и обязанность предприятия по уплате банковских комиссий за человека при выплате зарплаты. Он сослался на ст. 24 закона “Об оплате труда”.
Кстати, одна из причин “зарплатного рабства” – уплата комиссий. Когда предприятие начинает обслуживать свой зарплатный проект в том или ином банке – оно получает стандартное предложение со стандартными льготами. В частности – бесплатное перечисление денег на карточный счет, и человек также за это не платит дополнительных комиссий.
Совсем другая история может быть, если речь пойдет о денежных переводах в адрес других структур. То есть тех, банков, которые выбрал сам человек. Его счет открывался не в рамках зарплатного проекта и тарифы могли устанавливаться самые разные. В зависимости от банка и выбранного тарифного пакета.
“Поэтому даже в условиях, когда законом прямо предусмотрено право работника самостоятельно выбрать банк для получения зарплаты, условия заключенного между его работодателем и банком ЗП будут предпочтительнее. Поэтому в реалиях отменить такое “зарплатное рабство” и действительно обеспечить работнику право самостоятельно выбирать банк можно только в случае, когда регулятор обратит внимание на некорректность банковских комиссий за зачисление средств на счет. А они некорректны, так как отправитель средств УЖЕ оплатил своему банку услугу по переводу средств со своего счета на счет получателя. И она может считаться выполненной только тогда, когда деньги будут зачислены на счет получателя. Даже если счет получателя открыт в другом банке, задача банка – выполнить эту услугу, при необходимости заплатив сопутствующие расходы”, – комментирует “Стране” начальник юридического управления Банка Кредит Днепр Александр Ярецкий..
В международных платежных системах (VISA, MasterCard и другие) эта проблема давно решена специальным распределением комиссий между банками-участниками.
Есть плата за interchange. При расчете карточками в магазинах, люди не платят комиссии (только при снятии средств в банкоматах). Транзакцию оплачивает торговая точка, а платежная система раскидывает эти комиссии между банками: теми, кто выпустил карту, и кто установил терминал в торговой точке. Все довольны, поскольку все зарабатывают. Однако в системе электронных платежей (СЭП), принадлежащей нашему Нацбанку, данный вопрос не урегулирован.
“В результате банки дополнительно взимают комиссию за зачисление средств и с получателя. Это как на почте: вы отправляете посылку, полностью оплатив ее доставку, но почта отказывается вручать ее получателю, пока он тоже не заплатит за доставку. Что неправильно и незаконно”, – сказал Александр Ярецкий.
Возможно, решение именно этого вопроса НБУ и имел в виду, когда написал в письме №57-0007/67106, что “отрабатывает вопрос” оптимизации порядка выплаты заработной платы в Украине.
Комиссии, впрочем, не единственная проблема, из-за которой украинцы столкнулись с “зарплатным рабством”.
Всего можно выделить четыре причины, по которым работодатели загоняют их с свои банки:
1. Несостыковка с комиссиями, о которой писалось выше.
2. Договоренности между банками и работодателями об обслуживании определенного количества работников (клиентов – для банка), на которых могут заработать финансисты. Особенно, если активно продают им сопутствующие услуги, например, по овердрафтному кредитованию (предоставлении займов на 1-3 оклада человека) или по другим сервисам. Чем больше клиентов компания приводит в банк, тем на большую скидку может рассчитывать при обслуживании своей структуры. При кредитовании, документарных операциях и прочем. То есть предприятие напрямую заинтересовано в том, чтобы сосредоточить побольше зарплатных карт в своем банке, и не хочет распылять своих работников по другим финучреждениям.
3. Человеческий фактор – нежелание бухгалтерских подразделений компаний возиться с отдельными работниками и их счетами, особенно на крупных предприятиях с сотнями и тысячами сотрудников. Ведь это нужно согласовывать с руководством и тратить время на работу по каждому делу.
4. Технические сложности, которые могут возникать в системах клиент-банка предприятий при работе с разными банками по зарплатным проектам.
Проще всего может оказаться решение последней проблемы.
Именно благодаря новому стандарту IBAN, о котором упомянул Нацбанк.
“Осталось совсем немного времени, когда каждый банк доработает техническую сторону операции по перечислению выплат предприятия на IBAN сотрудника, который открыт в любом банке Украины. Эти выплаты будут проводится по реестру самим банком, в котором открыт счет предприятия. И трудозатраты работодателя по формированию платежных поручений по реестру будут минимальны. Думаю, что после этих технических усовершенствований не останется работодателя, который будет возражать против того, чтобы их работники получали зарплаты в выбранных ими банках”, – сказала “Стране” начальник управления карточного бизнеса Радабанка Татьяна Дегтярева.