Чем грозит реформа эстетического воспитания сумским детям и педагогам?
Похоже, что школы искусств (в Сумах их пять – четыре музыкальных и одна художественная) на пороге грандиозных преобразований.
24 апреля этого года Министерство культуры утвердило новые типовые образовательные программы, которые кардинально отличаются от тех, по которым сегодня занимаются дети. От радикальных реформаторских новшеств педагогическая общественность Украины, мягко говоря, не в восторге: уже 7 мая на сайте Кабмина появилась петиция с требованиями отменить приказ Минкульта №352 от 24.04.2019 г., введение которого приведет к катастрофическим последствиям – разрушению системы школ искусств.
Также в этом обращении педагоги требуют упразднить Положение об аттестации педработников учреждений культуры, утвержденное приказом профильного министерства №628 от 12.07.2018 г., как не соответствующее основной задаче – определению профессионального уровня педагогов, а создающее бюрократическую волокиту и условия для коррупционных действий чиновников. Петиция уже получила больше половины необходимых голосов (25 тыс. человек).
Какие изменения могут ожидать начальное звено эстетического образования и с чем не согласны педагоги? Об этом мы поговорили с Александром Палуном – директором Сумской детской музыкальной школы №1 (к слову, одной из первых, открытых в Украине еще в ХІХ в.), зампредседателя совета директоров музшкол области.
– Разница, которую почувствуют и преподаватели, и ученики, касается содержания и объема занятий, – рассказывает Александр Палун. – Уже много лет музыкальные школы работают по программам, рассчитанным на 6-8 лет обучения. Дети с 6-7 лет набираются на восьмилетний срок, а ребята с 8-9 лет – на шестилетний. У нас есть расширенный учебный план, который можно варьировать (к примеру, использовать часы на овладение дополнительным музыкальным инструментом и пр.) и к которому все привыкли. Когда наше министерство начало делать первые шаги по реформированию (а это совпало с образовательной реформой «Новая украинская школа»), то при разработке концепции оно не спросило мнения большинства, ограничившись только участием нескольких директоров. В итоге новые программы, в том числе и для музыкальных школ, были созданы закрытой формацией, преследующей одну цель – поломать отлаженную систему, которая себя зарекомендовала и считается лучшей.
Что предлагают? Вводятся уровни обучения. Первый – элементарный (4 года), после которого уже можно вручать свидетельство об окончании школы. Если элементарный уровень освоен успешно, ученик имеет право продолжить обучение – переходит на базовый уровень (5 лет). Полный курс эстетического воспитания завершается углубленным уровнем (2 года), который длится до окончания общеобразовательной школы. По двум последним уровням программы еще не разработаны – только по элементарному, который планируют начать внедрять уже с 1 сентября 2019 года для ребят первого года обучения. «Есть опасения, что после овладения элементарным уровнем не все пойдут учиться дальше, – отмечает директор. – До углубленного – дойдут единицы. А как тогда в перспективе быть с набором студентов в музучилища, училища искусств и культуры или вузы? К тому же есть вопросы по набору детей с 8-9 лет, которые хотят учиться в музыкальной школе. В новом документе прием предусмотрен с 6-7 лет. Хотя на таких инструментах, как бандура, тромбон или труба, ребенок может начинать занятия только с 9-10 лет, когда достигнет определенного физического развития. Да, можно самим для них создать программу. Зачем все менять, если программа шестилетнего обучения детей с 8-9 лет успешно работает уже много лет?!»
Изменится количество, длительность и содержание уроков. Выделяется всего 5 часов в неделю, которые школа может предложить ученику первого и второго года обучения на элементарном уровне. По специальности вместо двух часов, как сегодня, предусмотрен всего один час в неделю. Вместо сольфеджио и музыкальной литературы министерские чиновники хотят внедрить «музыкальную грамоту и практическое музицирование» и «беседы об искусстве», при этом тоже уменьшить количество времени на изучение этих предметов. А «сольное пение» – вообще решили изъять из программы! Правда, останется «хоровое пение», но этот предмет не предполагает индивидуальных занятий по вокалу. «Как правило, сольное пение выбирает треть поступивших учеников, – сообщил Александр Григорьевич. – Как быть теперь? Еще изменилась наполняемость групп – если сейчас они состоят из 6-8 человек, то предлагается – 12-15 человек. Все эти изменения для преподавателей чреваты уменьшением нагрузки. Как следствие – пойдут сокращения по школам. Новшества в первую очередь ударят по теоретикам. Из-за уменьшения объема занятий у педагогов уменьшится нагрузка и зарплаты, а у детей – количество уроков и, соответственно, – ухудшится уровень их подготовки. Профессиональные музшколы могут превратиться в художественную самодеятельность. Введение хозрасчетных услуг существенно повлияет на стоимость обучения. Если сегодня родители платят 160-220 грн. в месяц (в зависимости от выбранного инструмента), то с хозрасчетом эта сумма взлетит до 1200 грн. и выше. Мы уже внедряли такой вариант, когда дети-подростки хотели обучаться только игре на гитаре, но он себя не оправдал. Для музыкальных школ хозрасчет не подходит! Складывается впечатление, что разработчики новшеств вообще не ориентируются в системе эстетического воспитания!»
Можно ли избежать реформы? В комментариях от Минкульта есть информация, что школы искусств могут создавать свои образовательные программы и не пользоваться теми, которые предлагает министерство. Действительно, закон о внешкольном образовании позволяет использовать типовые программы или разрабатывать свои – на их основе. Но в то же время это отразится на смете школы – чем больше занятий, тем дороже она обойдется учредителю. Возникает вопрос: утвердит ли горсовет смету, требующую больших затрат, чем обязывают документы Министерства культуры?
«Чтобы не разрушить наработанное, чиновникам министерства стоит прислушаться как к педагогам школ искусств, так и к профессионалам, благодаря которым Украина представлена на многих международных музыкальных конкурсах, – считает Александр Палун. – Народные депутаты также поднимают вопрос отмены принятых приказов. Надеемся, нас услышат!»
shans.com.ua