В терминалах и банкоматах “Приватбанка” начались сбои. Что делать, когда застряли деньги?
Люди стали чаще жаловаться на сбои в терминалах и банкоматах “Приватбанка”. “Страна” выяснила, что необходимо сделать, если деньги “застряли”.
На профильных финансовых форумах участились жалобы на технические сбои в работе платежных терминалов и банкоматов государственного “Приватбанка”. А также на то, что банк медленно принимает меры для решения возникших у людей проблем. Перебои в работе происходят в разных аппаратах в разных уголках страны.
Например, Вадим из Мелитополя (Запорожская область) пожаловался на то, что банкомат “Привата” в его городе вчера списал запрошенные человеком 12 тыс. грн со счета, однако не выдал наличные, и банк не решил эту проблему.
А Евгений из Кропивницкого рассказал, как терминал госбанка “съел” крупную сумму (23,5 тыс. грн), однако не зачислил ее на счет, как требовалось. При этом своевременное зачисление средств было очень важно для человека, поскольку они предназначались на погашение кредита до истечения срока льготного срока погашения кредита, и внося средства заранее, он рассчитывал на экономию на процентах.
Виктор же из Киева сообщил о том, что терминал “Приватбанка” еще неделю назад из-за сбоя заблокировал его карту и деньги, а банк до сих пор не решил проблему. Невзирая на то, что деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг, за несвоевременную оплату которых насчитывается пеня.
Случаев становится все больше, люди оформляют свои претензии предметно с точными адресами аппаратов, и контакт-центр фиксирует их жалобы.
Тем не менее в самом “Приватбанке” уверяют, что перебои в работе техники не являются массовыми, а ситуативны.
“За сутки банк осуществляет миллионы транзакций, и технические сбои составляют менее 1%, что немного при таком объеме и обслуживаемой инфраструктуре”, – отметил в комментарии “Стране” пресс-секретарь “Приватбанка” Олег Серга.
Он уточнил что на текущий момент у “Приватбанка” около 7 тыс. банкоматов и порядка 13 тыс. платежных терминалов. Для сравнения: у всей банковской системы на конец 2020 года было 34,8 тыс. банкоматов, то есть на госбанк приходится пятая часть общего парка.
“С одной стороны, все логично: чем больше у тебя аппаратуры, тем чаще клиенты жалуются на поломки именно у тебя. Но с другой стороны, все знают, что у “Привата” и у ряда других банков медленно идет обновление техники, и парки банкоматов и терминалов быстро стареют и все чаще сбоят/приходят в негодность. Денег на обновление техники жалеют, один аппарат может стоить порядка $25 тыс., так что речь идет о капитальных инвестициях, на которые хронически не хватает средств. Плюс, думаю, сказался летний период, когда все находятся в отпусках, и технические службы тоже, а потому не всегда вовремя обсуживают аппараты. А, страдают, как обычно, – клиенты”, – прокомментировал “Стране” ситуацию председатель правления крупного банка.
Впрочем, для простых пользователей на первом месте стоят даже не первопричины причины возникающих проблем. Ключевое для людей – как выходить из сложной ситуации.
“Страна” выясняла это у Олега Серги из “Приватбанка”. И он выстроил такой алгоритм действий.
Что делать, если вы клиент Приватбанка, деньги застряли в терминале/банкомате и не были зачислены на счет или не были выданы (хотя списаны со счета):
- Обязательно сделать заявление о происшествии на горячую линию “Приватбанка” (телефон 3700), уточнить все детали произошедшего и местонахождение аппарата. Дозвониться не всегда легко, но важно набирать нужный номер до победного конца, чтобы зарегистрировать жалобу.
- Если вы пополняли не карту “Привата”, а другого банка (например, “Монобанка”), то нужно уточнить свои данные, чтобы после разбора происшествия средства поступили по назначению.
- Сообщить банку, что средства предназначались на погашение кредита, если планировался кредитный платеж по карте “Привата”. Чтобы банк не насчитал пеню за несвоевременное погашение.
- Ждать пока банк разберет ситуацию, а если потребуется – проинкассирует терминал/банкомат, и сличит все остатки по кассе. Инкассация – это до 14 дней, а решение в удаленном режиме (когда не требуется инкассация) происходит день в день.
“14 дней – это максимум, на протяжении этого времени проблему точно решат. Но нередко это происходит раньше. Если речь шла о погашении кредита, то важно об этом заявить банку. Решение точно будет принято в пользу клиента. “Приватбанк” разберет ситуацию, и не насчитает ему пени, можно на этот счет не переживать”, – заверил Серга.
Проще всего проблемы решаются, когда операции в терминале/банкомате проводились с участием банковской карты. Когда банк поймет, в чем проблема – средства окажутся на карточном счете. Или на счете “Приватбанка”, или на счете другого банка, если речь идет о “чужой” карточке.
Сложнее ситуация, когда речь идет платеже наличными, и карта в этом всем не участвовала. Например, если человеку просто нужно было заплатить за коммунальные услуги, и деньги застряли в аппарате и не были отправлены ЖЭКу или облэнерго. Алгоритм будет похожий, но придется идти в отделение.
Что делать, если вы не клиент Приватбанка и не смогли наличными рассчитаться в его терминале:
- Все равно нужно сделать устное заявление на горячую линию “Приватбанка” (телефон 3700).
- Сообщить, что пытались сделать срочный платеж, если сроки перечисления важны, и что может быть насчитана пеня.
- Оставить свой телефон, и ждать пока банк с вами свяжется по результатам рассмотрения жалобы.
- Явиться в отделение “Приватбанка” и получить наличными сумму, которая застряла в аппарате (не была отправлена по назначению).
- Заново провести нужный платеж.
“Например, когда человек совершает налоговый платеж, и из-за сбоя или по другой причине нарушает крайние сроки оплаты по вине банка, то ответственность за срыв срока несет банк. На этот счет есть прямая норма в действующем Налоговом кодексе. Конечно, добиваться этого придется через суд: можно спокойно выставлять регрессный иск на банк, и можно не сомневаться, что он заплатит. Если речь о крупных суммах, то стоит этим всем озаботиться. Что касается просрочки по коммуналке и пени, то там чаще всего появляются небольшие начисления сверху, и у людей не всегда есть резон ходить по судам. А без судов банк вряд ли заплатит за пострадавшего человека какую-то неустойку или возместит ему ущерб. Все нужно выбивать и доказывать”, – заверил “Страну” старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.