В Сумах троллейбус оставил мальчика без шапки
За последние недели в Сумах произошло несколько неприятных ситуаций в городских троллейбусах. И все они связаны с человеческим фактором.
Первая история произошла на глазах сумского журналиста около месяца назад. В салоне троллейбуса №7 пьяный мужчина начал беспардонно ложиться на сидящих женщин и распускать руки. Возмущенные сумчанки обратились к кондуктору, чтобы та высадила пьяного пассажира. Но кондуктор заявила, что не будет этого делать, а если их что-то не устраивает – пусть вызывают полицию. Напрасным было и обращение женщин к водителю. Пьяный тем временем пошел разгуливать по салону, смущая других пассажирок, а затем упал на ступеньки перед входной дверью – из-за чего ее нельзя было открыть. Тут уже кондуктор решила вмешаться – и когда пьяного подняли, указала ему на дверь. При этом она была уверена в том, что абсолютно права: мол, вызовет сейчас полицию, а свидетелей уже не будет… И вообще – это если бы он был буйным… Любые попытки убедить ее в том, что, оплачивая проезд, люди имеют право на элементарное обеспечение порядка в салоне, натыкались на непонимание.
Первая реакция руководства КП «Электроавтотранс» была ошеломляющей: «При такой ситуации любой сознательный гражданин должен был вызвать полицию. Вот вы почему не вызвали? Вы сами не хотите это делать, а кондуктор вам что-то должен…» Затем в КП рассказали о том, что по данному факту провели проверку и кондуктор говорит, что мужчина ни к кому не приставал, а просто женщинам не нравилось, что он над ними стоял и на них смотрел. Когда же напомнили, что ситуация происходила на глазах у журналиста – получили очередное неожиданное заявление: «Ну, давайте устроим очную ставку между вами и кондуктором…» В конце концов все-таки пообещали еще раз провести беседу со всеми кондукторами и вывесить на сайте правила поведения в электротранспорте и рабочие инструкции, согласно которым действует кондуктор. Чтобы люди, попавшие в неприятную ситуацию, знали, что кондуктор и водитель обязаны делать, а чего нет. Правила на сайте действительно появились – и в них недвусмысленно сказано, что в нетрезвом виде в салоне троллейбуса находиться запрещено и водитель имеет полное право высадить такого пассажира. Вмешательство полиции для этого не требуется. А вот рабочих инструкций как не было, так и нет. Хотя, казалось бы, если на сайте размещены должностные инструкции руководства КП, то можно сделать это и в отношении кондукторов – ведь люди намного чаще сталкиваются с ними, чем с руководителями…
А 14 октября в эфире телеканала «СТС» сумчанка Любовь Алексеевна рассказала, что кондуктор троллейбуса №5, на котором она ехала забирать внучку из школы, засомневавшись в подлинности ее пенсионного удостоверения, отобрала его у пенсионерки, порвала и отдала водителю. Затем кондуктор начала вытаскивать пенсионерку из троллейбуса, причинив ей телесные повреждения. Возвращать порванное удостоверение женщине пришлось при помощи полиции. Любовь Алексеевна обратилась в отдел транспорта и логистики Сумского горсовета. Руководство КП «Электроавтотранс» пообещало провести служебную проверку по поводу инцидента. И вот она завершена.
– Там все было не совсем так, как описала женщина, – говорит директор КП «Электроавтотранс» Виталий Однорог. – Она пыталась взять удостоверение в руки, чтобы посмотреть, женщина его не отдавала, дернув документ, кондуктор случайно порвала страницу. У нее куча синяков, причиненных пассажиркой. При инциденте были свидетели, которые подтверждают версию кондуктора и говорят, что никакой агрессии с ее стороны не было.
Разумеется, при такой постановке вопроса никакие дисциплинарные взыскания кондуктору не угрожают…
Третья история, связанная с человеческим фактором, произошла 19 октября. О ней рассказала сумчанка Наталья:
– Я ехала с работы на троллейбусе №5, работавшем без кондуктора. Вошла в 18.03 на остановке «90-я аптека», дверь еще была открыта. На остановке баловались мальчики, на вид – школьники 5-6-го класса. В салон упала шапка одного из них. В это время водитель закрыла двери и начала движение. Пассажиры просили ее остановиться, объясняли ситуацию, но водитель сказала, что останавливаться не будет, пусть мальчик идет к «Макдональдсу» и ждет, пока троллейбус поедет в обратную сторону.
На остановке возле «Укртелекома» люди увидели мальчика, который бежал за троллейбусом вслед и снова просили подождать, но водитель как ни в чем не бывало, поехала дальше. Мы говорили: вы ведь тоже мать, почему же вы не пожалеете ребенка? На что она ответила, что ее дети воспитанные, а эти – нет. Все видели, что они баловались на остановке, но никто не сделал им замечания. А теперь у всех претензии к водителю…
Около нее сидела стажер и вполне поддерживала такую позицию. Все закончилось тем, что девушка, выходившая на следующей остановке, взяла шапку и отправилась обратно искать мальчика. Но разве это выход? На остановке у 90-й аптеки троллейбус стоял очень долго, то есть никто никуда не спешил – и ничего не случилось бы, если бы он задержался еще на 30 секунд. Зато ребенок, бежавший за троллейбусом по центру города, подвергался опасности, мог угодить под машину – и все потому, что водитель не захотела повести себя по-человечески…
Рассказ сумчанки передали Виталию Однорогу – он пообещал, что по этому случаю будет проведена проверка. Но сказал, что если троллейбус уже закрыл дверь и поехал, он не мог остановиться на центральном перекрестке. Из-за этого жалоб было бы еще больше – к тому же график движения был бы нарушен…
Зная, что общественные активисты мониторят график движения троллейбусов и обнаруживают, что в нем отсутствуют и вообще не выходят на линию по 2-3 троллейбуса, трудно понять такую внезапную приверженность графику…
Из всех этих историй понятно одно. Сумчане платят за проезд в троллейбусе дважды: раз – непосредственно покупая билет, и второй раз – в виде налогов, из которых КП получает регулярные субвенции ввиду своей убыточности. И за эти деньги они далеко не всегда могут добиться даже элементарного уважения – не говоря уже о выполнении сотрудниками КП своих прямых обязанностей…
Ярослав Берест, shans.com.ua